Особенности речевого жанра "Загадка"
Страница 2

Таким образом, здесь мы имеем дело с тем случаем, когда соединяются три, на первый взгляд, несоединимых фрейма с помощью слова «сам», которое, не являясь определением при существительном, чаще всего обозначает как индивида, так и вещь. Если речь идет об индивиде, то мы можем определить цвет его лица, кожи (если человек, к примеру, болен, он может иметь отклонения от нормы в цвете кожи, но они будут явно нести негативную коннотацию). Однако, алым назвать его вряд ли представляется уместным, скорее будет использовано прилагательное багровый. Следующим идет слово "сахарный", обозначающее вкус и несущее положительные характеристике не только как о чем съедобном, но и том, что будет вкусным. Соединение первой и второй характеристик создает образ некоторого продукта, который обладает определенным цветом и вкусом. Следующая характеристика "Кафтан зеленый бархатный" обозначает ту форму и оболочку, в которую заключен этот продукт. Во-первых, это нечто, что давно известно на Руси, поскольку слово "кафтан" обозначает русскую мужскую долгополую верхнюю одежду. Во вторых, анализ слова "бархатный" говорит о добротности и качестве одежды, и сознании индивида ассоциируется с мощью, силой, которая присутствует, к примеру, в сказочных сюжетах при описании положительного героя.

В загадке

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице

фрейм один: "Красна девица". В состав этого фрейма входит информация о внешних характеристиках девицы, которые предполагают, что она сама, и все ее части тела и волосы находятся в одном и том же месте. "Коса на улице" входит в противоречие с имеющимся фреймом. Темница создает образ чего-то тесного, темного, возможно, находящегося под землей. Слово "Красна", может употребляться как для обозначения "красивый", так и для обозначения цвета "красный". Возникает образ чего-то красного, находящегося под землей и имеющего на поверхности что-то, напоминающее пышный волос. Ясно, что "красна девица" – образ аллегорический, и вновь актуализируется фрейм "Вымысел". Его появление обеспечивается наличием некоторого качества при внешней невозможности его реализации. Организация фреймового пространства идет за счет нарушения представления знаний-ретушей. При этом заполнение терминалов идет не по заданному правилу, когда должны соблюдаться определенные нормы в соответствии с тем, может или не может содержаться подобная информация в структуре фрейма.

Сюда же относятся такие загадки, как

Ни окошек, ни дверей,

Полна горница людей

Близко с предыдущим подходят те загадки, где для указанного предмета несвойственно состояние или действие, представленное в загадке. Однако некоторые существенные черты указанного предмета имеются в наличие и у описываемого предмета. К этому добавляется дополнительная черта, отсутствующая у оригинала:

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке

Общеизвестно, что у солнышка нет ножек, и оно не способно к статичному положению по отношению к земле, его местоположение – не в огороде.

Были выявлены загадки, в которых налицо определенные качества указанного предмета (цвет, форма и т.д.), но отклонения от нормы имеются в его состоянии, на чем и создается знание-ретушь.

Золотое яблочко

по небу катается,

с утра улыбается,

а улыбка-лучи

очень горячи.

Установлению вершины фрейма способствует построение аналогии по цвету, форме, определенному движению, которое может выполнять яблоко (кататься). Но тут же имеется и отличие, которое состоит в регистрации некоторого действия, на которое яблоко не способно (улыбаться).

В загадке

Над бабушкиной избушкой

висит хлеба краюшка

несвойственным для фрейма является положение и действие, приписываемое объекту.

Белая вата поплыла куда-то

построена на аналогии по цвету, форме, структуре. Однако, способ передвижения несвойственен описываемому предмету.

В загадке

Разноцветное коромысло

над землей повисло

имеется аналогия по форме, положению. Отличие от оригинала – место расположения, нахождения.

В загадке описываемый объект (явление) может осуществлять некоторое действие, но не обладают теми возможностями или наличием тех качеств, которые нужны для привычного выполнения этого действия, например,

Без рук, без ног, а ворота отворяет

Знания-ретуши поставляют информацию о том, что для того, чтобы открыть ворота необходимо к ним подойти, т.е. иметь для выполнения этого действия ноги, и руками отодвинуть створки ворот.

Итак, в речевом жанре загадка нарушения в структуре исходных фреймов практически неизбежны, т.к. идет формирование нового фрейма на базе уже имеющегося / имеющихся.

В исследуемом материале нам удалось выявить загадки, в которых был представлен метафрейм, построение которого произошло за счет отклонений от структуры исходных субфреймов. Количество этих отклонений варьируется следующим образом: одно нарушение (60%), два нарушения (20%), три нарушения (12%) по сравнению со структурой / структурами исходного фрейма / фреймов. Более трех нарушений выявлено не было. Каждое из них имело непосредственную связь как с терминалами исходного фрейма, так и с терминалами метафрейма. Кроме того, зарегистрированы загадки, в которых имеется несколько нарушений, но только первое из них связано непосредственно со структурой исходного фрейма. Остальные встраиваются в уже измененный фрейм и продолжают формирование, которое впоследствии приводит к появлению нового фрейма (6%).

Страницы: 1 2 3


Аннигиляционный тип творчества (Л. Петрушевская)
Под аннигиляцией мы понимаем такой синтез противоположностей, в данном случае маскулинного и феминного, который ведет к устранению их непосредственных проявлений в словесной ткани рассказа. Условно говоря, формируется нечто третье, художественная условность, изнутри раскрывающая драматизм отношений женщины и мужчины. Центральное место ...

Пословицы и поговорки
Пословицы Родина. Единство государства. 1. Береги землю родимую, как мать любимую. 2. На чужой сторонушке рад своей воронушке. 3. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. 4. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. 5. Русский медленно запрягает, но быстро ездит. 6. Один в поле не воин. 7. Рано татарам на Русь идти. 8. Уме ...

Причитания. Плач по старосте
Вопит старостиха: Спаси, господи, спорядныих суседушек! Благодарствую крестьянам православным, Не жалели, что рабочей поры – времени, Хоронить пришли надежную головошку – Уж вы старосту-судью за поставленую! Он не плут был до вас, не лиходейничек, Соболезновал об обчестве собраном, Он стоял по вам стеной да городовой От этых ми ...