Прекращение деятельности И. Фёдорова в Москве
Информация о литературе » Начало книгопечатания в России » Прекращение деятельности И. Фёдорова в Москве

Высшая государственная и церковная власть в лице царя и митрополита покровительствовала размножению печатных книг. Зато профессиональные переписчики, которым оно наносило материальный ущерб, а также невежественные церковники, встречавшие с суеверной подозрительностью всякое нововведение, были ярыми его противниками. Цены на монтаж систем отопления дома установка газового котла в частном доме цена.

Церковники распространяли клевету на печатников, называя печатание книг еретическим делом, вследствие чего Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось прекратить издание книг в Москве и переселиться на другое место. В упомянутом выше послесловии к львовскому «Апостолу» 1574 года Иван Федоров так рассказывает об этом событии: «Из-за озлобления, случившегося с нами не от самого того государя (Иоанна IV), но от многих начальников и церковных начальников и учителей, которые из зависти обвинили нас во многих ересях, желая добро обратить во зло и Божье дело погубить вконец, как бывает в обычае злонравных, неученых и неискусных в разуме людей . Эта ненависть нас и прогнала с земли, и с родины, и от родичей наших в другие страны неведомые переселила».[16]

По-видимому, одной из главных причин преследования Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца было их критическое отношение к тексту печатаемых ими богослужебных книг, их «вольнодумство» в этом смысле. «У противников Ивана Фёдорова, - пишет академик М.Н. Тихомиров, - были основания обвинять его в ереси, только не за печатание книг, так как печатные книги уже не были новостью в Москве, а за исправленные им тексты церковных книг».[17]

Отъезд Ивана Фёдорова из Москвы не был тайным бегством, как это иногда пытались представить некоторые исследователи. По-видимому, ему была предоставлена возможность выехать из Москвы, взяв с собой часть типографских материалов. В пути его сопровождали жена с детьми и Петр Мстиславец; возможно, ещё жена последнего и слуги. Иван Фёдоров увозил с собой значительную часть типографского инвентаря: пунсоны, матрицы, может быть, часть шрифта и почти все гравированные доски. Таким образом, поезд уезжавших должен был состоять из нескольких повозок. Лишено основания утверждение о том, что будто московская типография Ивана Фёдорова была сожжена его недоброжелателями. Если бы это событие произошло, то ни шрифты, ни орнаменты Ивана Федорова не могли бы применяться в дальнейшем; на самом же деле они появляются много раз в различных изданиях.


Романтизм как направление в литературе
Романтизм – это прежде всего особое миропонимание, основанное на убеждении о превосходстве «духа» над «материей». Творческим началом, по мнению романтиков, обладает все подлинно духовное, которое они отождествляли с истинно человеческим. И, напротив, все материальное, по их мысли, выдвигаясь на пер­вый план, уродует подлинную природу че ...

Местообитания русалок
Ответ на этот вопрос далеко не так прост. У нас издавна считают русалок речными девами, но русалки живут не в одном месте, а главным образом в водах, в лесах и полях; местожительство их не одинаково в разные времена года. Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе раз ...

«Калигула»
Одновременно с невзрачным «посторонним» те же мучительные истины относительно смертного удела людского открывал для себя у Камю, только с куда более страшными последствиями, вознесённый к высотам власти римский самодержец Калигула из одноимённой трагедии. И эта философская перекличка двух столь разных лиц проливала дополнительный свет н ...