Вступление в кружок Петрашевского.

«Мы петрашевцы стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния».

Ф. М. Достоевский

После ухода со службы Достоевский носится с фантастическими проектами предприятий, по его расчету обещающих скорое обогащение; возлагает большие надежды на свои литературные начинания. В крохотной петербургской комнате мелкий, да ещё отставной, чиновник, окружённый беднотой, мечется в горячке своих мечтаний. Предпринимательские прожек - ты оказывались радугой мыльных пузырей: богатство не давалось в руки. Но счастье литературного успеха улыбнулось Достоевскому. В 1845 году он заканчивает свой роман «Бедные люди», рукопись которого через посредство дружившего с ним Григорьевича попадает в руки Некрасова. Восхищённый произведением Достоевского Некрасов передаёт рукопись Белинскому, у которого она находит столь же восторженный приём. Знакомство с Белинс - ким Достоевский назвал «самой восхитительною минутой» всей своей жизни. Белинский был «верным» идеалом Достоевского. Но Достоевский вскоре отходит от Белинского и его круга, хотя как реалист оставался им близок.

Порвав с Белинским, Достоевский стал посещать кружки: братьев Бекето - вых, Майковых, Ирипарха Ивановича Введенского, где знакомится с петра - шевцами: С.Ф. Дуровым, Н.А. Момбелли, А.И. Польмом, П.И. Ламанским. Кружок Ирипарха Ивановича посещал и брат автора – Михаил Достоевский.

«Петрашевцами» назывались члены одного из главных обществ молодых людей в Петербурге сороковых годов по имени его организатора.

Михаил Васильевич Петрашевский был сверстником Достоевского. После окончания Петербургского «бывшего Царскосельского лицея» он служил в МИД, имел библиотеку из запрещенных книг и давал почитать их друзьям. Не случайно именно он сделался организатором главного кружка. Достоевский на следствии сказал, что «всегда уважал Петрашевского как человека честного и благородного». Познакомились они через Плещеева весной 1846 года.

Достоевский стал посещать его «пятницы» с сентября 1848 года. Писатель брал у него книги, главным образом по так называемом христианском социализме и о коммунизме. Общество Петрашевского наследовало революционное дело декабристов. Но оно уже состояло не из одних дворян, тут были и разночинцы. Какое же место занимает среди них Достоевский? П.П. Семенов-Тян-Шанский «революционером Достоевский никогда не был и не мог быть». У него было мало общего с петрашевцами. Не исключено, как предполагают, нескорые ученые, что Достоевский со временем отошел бы от петрашевцев, как он отошел от Белинского. У него вырабатывался свой путь, свое понимание проблем, которые они совместно обсуждали.

В общество Петрашевского был заслан царский агент, который записывал все, что там говорилось, и по его доносам был составлен список «преступников» и предварительные обвинения. В ночь на 23 апреля 1849 года были произведены аресты по всему Петербургу. Их посадили на пол - года в Петропавловскую крепость. И когда их вывели на эшафот на Семёновском плацу 22 декабря 1849 года они с трудом узнавали друг друга. Достоевский был приговорен в числе девяти, стачало к смертной казни, а потом, после ловко разыгранной царем приговора, к четырём годам каторги и поселению в Сибири.


Отношение к религии
Отдельно стоит сказать об отношении Дон Жуана к религии. С одной стороны, в безбожии героя можно увидеть лишь продолжение традиции: ведь Дон Жуан всегда погибал именно за свою беспутную жизнь и презрение к божественным заветам. Но у Мольера делается гораздо больший акцент на этой теме, ведь не случайно постановка пьесы вызвала резкий пр ...

Мировоззрение Достоевского. Достоевский-психолог
Мировоззрение самого Достоевского было продуктом беспощадно описанной им эпохи кризиса и краха идеалов. Все страдания, потери, все муки ничтожности, бедности, нравственно-оскорбительного пожелания в обществе людей безвестных и бессильных, но наделенных «душой», отразились в его произведениях. Это настоящий плач по каждодневно погубленно ...

Этапы изучения курса.
А. Литературная критика и книга Л.Д.Троцкого «Литература и революция», в которой впервые формулитуется новая схема искусства ХХ века и основные признаки «социалистического искусства», идеологические, в первую очередь, и эстетические. Б. С середины 20-х появляются монографии, посвящённые этой проблеме (Д.Горбов, Е.Никитина, А.Воронский… ...