Частушки
Страница 1

ЧАСТУШКИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

РЕКРУТСКИЕ, СОЛДАТСКИЕ

1.

Уж ты, батюшка родимый,

Ясно солнышко мое,

Не сдавай меня в солдаты,

Я – детенышко твое.

2.

Листья вянут на дубах-

Я гуляю в рекрутах.

Листья с дуба упадут –

Меня в солдаты отдадут.

3.

Поиграй, гармошечка,

Времячко немножечко:

Меня в солдаты отдадут,

Тебя, гармошка, продадут.

4.

Кому шапочка боброва –

Мне фуражка с козырьком,

Кому милка черноброва,

Мне винтовка со штыком,

5.

Погуляем, братья, вместе

На родимой стороне!

Отсекут наши глолвки

На проклятой на войне.

6.

Рекрута вы, рекрута,

Победные головушки,

Четыре года не видать

Вам своей сторонушки!

7.

Повезут дружка в солдаты,

Не пойду я провожать:

У подружки на подушке

Буду замертво лежать.

8.

Скоро, скоро станут жать,

А нас погонят воевать

Во горы во Карпатские,

В окопы во германские.

Все тексты дореволюционные, относятся к собственно частушкам.

О РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

9.

Пока в солдатушках служил,

Тятька землю заложил.

Из солдатушек пришел,

В батраки сразу пошел.

10.

Ах, туки-туки-туки,

Взволновались мужики -

Леса рубят, гумны жгут,

Все свободы себе ждут!

11.

Эх, малина, ты, малина,

Ягодка медовая!

Почесали белым спины

Пареньки бедовые.

12.

Через речку перешли -

Уточки, закрякали.

Бедняки пошли в колхоз -

Кулаки заплакали.

13.

Подожгли мы сеновал

И стоим любуемся.

Как лист, барин задрожал,

Староста осунулся.

14.

Эх, яблочко,

Да покатилося!

Эх, царская власть

Да провалилася!

15.

Раньше только я и знала,

Что у печки с помелом,

А теперь я в сельсовете -

Управляю всем селом!

16.

Купи, мама, мне на кофту,

Постарайся – кумачу.

С комсомольцем гулять буду,

С богатеем – не хочу!

Приведенные частушки наглядно отражают настроения беднейшей части крестьянства, пришедшей к власти после революции, разгул стихии народного бунта: «леса рубят, гумны жгут», «подожгли мы сеновал и стоим любуемся». В № 15 объективно запечатлен приход к власти «кухарки». № 10 – плясовая частушка. № 14 – собственно частушка из цикла "Яблочко", возникшего в матросской революционной среде, а затем распространившегося в народных массах.

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

17.

Черна туча, черна туча –

Гитлер с запада идет.

Наша армия могуча

Эту тучу разобьет.

18.

Едет Гитлер на машине,

Всю Россию хочет взять,

Ну-ка, братцы, мы посмотрим,

Как он будет отступать.

19.

Кони, кони, не споткнитесь,

Больно резво скачете

Ой, фашисты, не хвалитесь,

Вы еще поплачете!

20.

Раскачалися березы,

Расшумелися кусты,

Пригодитеся, березы,

Для фашистов на кресты!

21.

Раньше фрицы были «блицы»,

А теперь – «тотальные».

Как бы фрицам ни бодриться,

Их дела печальные.

22.

Ой, война, война, война!

Что наделала она!

Раньше с миленьким гуляла,

А теперь хожу одна.

23.

Задушевная товарка,

Листик с яблони упал.

Неужели в самом деле

Милый без вести пропал?

24.

Покажите, санитары,

Беленькую коечку,

Я приехала проведать

Раненого дролечку.

25.

Я плыла, плыла, плыла

По морю ледовитому,

Приплыла, на грудь упала

Милому убитому.

26.

Мой хороший, мой пригожий,

Поскорее немцев бей!

Мы остались без парнишек,

Мы остались без мужей!

27.

Хнычет Гитлер: «Я в унынье,

Мучаюсь в кошмаре я.

Изменила мне Румынья,

Бросила Болгария».

28.

Немцы страшно нас пугали:

«Мы добьем вас на Урале.

Ну, а мы не струсили,

Били нынче в Пруссии.

29.

Скоро кончится война,

Пойдут ребята ротами.

Я любимого свого

Встречу за воротами!

30.

Посмотрю я с горки вниз -

Все ребята собрались.

Только мы с тобой, подруженька,

Своих не дождались.

Тексты относятся к типу собственно частушки, были популярны в войну.

Страницы: 1 2 3 4


Демонические мотивы в творчестве Лермонтова.
Появление образа демона в творчестве – один из важнейших моментов творческой психологии Лермонтова. «Во всех стихотворениях Лермонтова, - как заметил В.В.Розанов, - есть уже начало «демона», «демон» недорисованный, «демон» многообразный. То слышим вздох его, то видим черту его лика». Этот образ «преследовал» его, как некая живая сила, ...

Африканские парадоксы Ивлина Во.
«Черная напасть» и «Сенсация» представляют собой фантазию на темы Африки, т.к. события происходят в маленьких африканских государствах Азании и Эсмаилии, государствах, которые бесполезно искать на географических картах. В основе фантазий Во лежит вполне конкретная реальность, которую можно отразить лишь в форме парадоксов, фиксирующих ...

«Зимний цикл»- последний аккорд есенинской лирики
Завершающее место в лирике Есенина занял «зимний» цикл стихотворений. В нем преобладает зимний ландшафт- таков его внешний, чисто зрительный признак. В течение трех месяцев, почти до самой смерти, Есенин не оставлял этой темы и написал двенадцать стихотворений, в которых отразилась русская зимняя природа. Весь цикл выдержан в образах ...