Традиционные необрядовые лирические песни
Страница 2

Волос к волосу кладет.

Хороводная песня о выборе невесты. В центре круга ставили парня, изображающего героя песни, вокруг него двигался хоровод, затем разыгрывалось содержание песни. Поочередно выходили девушки, изображающие старуху, вдову и молодую невесту.

В хороводной песне нет портрета героя, описываются лишь чисто внешние признаки: молодой, русый. Кудри – устойчивый признак «добра молодца», показатель его молодости, силы. Расчесывание волос – символ любви. Здесь уже появляется психологизм. Молодец думает, кто ему будет причесывать волосы.

В песне трехчастная композиция. Эпизоды дословно повторяются, меняется только образ суженой. В начале каждой части используется психологический параллелизм: по речке плывет селезень (в лирических песнях это символ молодого парня, жениха) _ по бережку идет молодец.

3. СНЕЖКИ БЕЛЫЕ ЛИ ДА ПУШИСТЫ

Снежки белые ли да пушисты

Покрывали все поля,

Одного лишь не покрыли –

Горя люта моего.

Есть кусточек среди поля,

Одинешенек да стоит.

Он не клонит к земле да ветки,

И листочков нет и да на нем.

Только я одна, бедна-несчастна,

Все горюю по милом.

День горюю, всю я ночь тоскую,

Понапрасну слезы лью.

Слеза канет, снег да растает,

В поле вырастет да и трава.

Традиционная протяжная лирическая любовная песня о разлуке девушки с милым и ее осмыслении этой разлуки, причина которой неизвестна. Песня состоит из двух частей. В первой дана картина природы: все покрыли снега, только не покрыли «горя люта моего» – это прием выделения, вычленения чего-то очень важного. Девушка, оставшись одна, сравнивает картины природы со своим внутренним состоянием. Здесь есть элемент образного параллелизма.

Во второй части горе получает конкретное воплощение в образе одинокого куста, который «не клонит к земле ветки», то есть не повял, не засох, но в то же время «и листочков нет на нем». Значит, разлука девушки с милым временная: «Слеза канет, снег да растает, в поле вырастет … трава" – все забудется, будет новое счастье, милый вернется к ней.

В песне переплетаются два плана: план природы и переживания человека. Дополнительными средствами служат эпитеты: белые пушистые снежки, горе лютое, уменьшительные суффиксы, без которых песня потеряла бы свою эмоциональную выразительность.

4. ЛУЧИНА, ЛУЧИНУШКА БЕРЕЗОВАЯ

Лучина, лучинушка березовая!

Что же ты, лучинушка, неясно горишь?

Неясно горишь, не вспыхиваешь?

Или ты, лучинушка, в печи не была?

Или ты, лучинушка, не высушена?

Или свекровь лютая водой подлила?

Подружки-голубушки, ложитеся спать,

Ложитесь, подруженьки, вам некого ждать,

А мне, молодешеньке, всю ночь не спать,

Всю ночку не спать младой – постелюшку стлать,

Постелюшку стлать-то мне – мила друга ждать.

Первый сон заснула я – мила друга нет,

Другой сон заснула я – сердечного нет,

Третий сон заснула я – заря, белый свет!

По белой по зорюшке мой милый идет:

Сапожки на ножках поскрипывают,

Соболина шубушка пошумливает,

На шубушке пуговки погремывают.

Традиционная лирическая семейно – бытовая песня. Состоит из двух частей. В первой, символической картине, неясно горящая, не вспыхивающая лучина означает семейное неблагополучие. О причине говорится иносказательно, намеком: или «не высушена» (муж женился не по любви, не успел забыть другую), или «свекровь лютая водой подлила» (свекровь настраивает сына против невестки, мешает наладить отношения).

Во второй картине раскрываются реальные отношения: муж гуляет по ночам. Отношение лирической героини, молодой крестьянки к своему мужу помогают понять и ее действия: она долго не ложится спать, ждет его, просыпается среди ночи, и уменьшительно-ласкательные суффиксы: сапожки, ножки, шубушка, и эпитеты: милый сердечный друг.

Страницы: 1 2 3 4 5


Сущность полемики между шишковистами и карамзинистами.
Классицизм, влиятельное литературное направление, державшее в своей власти художественное творчество более чем в течение столетия, не окончательно сошел со сцены в первой четверти XIX в. Делаются попытки приспособить его к новым историческим условиям, отыскать в нем целесообразное в социаль­но-этическом и художественном отношениях. В ра ...

История и время создания «Божественной комедии»
«Божественная Комедия» писалась почти четырнадцать лет. Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие. Для Данте же это была «ко ...

Несказочная проза. Предания
1. ПРЕДАНИЕ О СМЕРТИ ОЛЕГА И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «Отчего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ...