Легенды
Страница 1

5. О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЫБЫ КАМБАЛЫ

Когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве, что от нее родится божественный Искупитель, она сказала, что готова поверить истине его слов, если рыба, одна сторона которой уже была съедена, снова оживет. И в ту же минуту рыба ожила и была пущена в воду. Это однобокая камбала.

Зоогоническая легенда. В основе сюжета один эпизод, в котором главную роль играет мотив чудесного. Многие зоогонические легенды очень кратки, лаконичны, небольшие по размеру. Характеры персонажей не разработаны, ибо главное в легенде – объяснение происхождения того или иного животного.

6. КАК РАНЬШЕ ЛЮДИ ЖИЛИ

Был-жил какой-то царь, ездил-гулял по полям с князьями и боярами, нашел житное зерно величиной с воробьиное яйцо. Удивился царь, собрал князей и бояр, стал спрашивать: давно ли это жито сеяно? Никто не ведал, не знал. И придумали взыскать такого человека из старых людей, который мог бы про то сказать. Искали-искали и нашли старика – едва ходит о двух костылях, привели его к царю и стали спрашивать:

- Кем сеяно это жито и кто пожинал?

- Не памятую,- отвечал старик,- такого жита я не севал и не знаю. Может, отец мой помнит.

Послали за отцом, привели к царю об одном костыле. Спросили о зерне, он тоже говорит: «Я не севал и не пожинал, а есть у меня батюшка, у которого видел такое зерно в житнице». Послали за третьим стариком. Будет ему от роду сто семьдесят годов, а пришел к царю легко, без костыля, без вожатых. Начал его царь спрашивать:

- Кем это жито сеяно?

- Я его сеял, я и пожинал,- сказал в ответ старец,- и теперь у меня есть в житнице: держу для памяти! Когда был я молод, жито было большое да крупное, а после стало родиться все мельче да мельче.

Спросил еще царь:

- Скажи мне, старик! отчего ты ходишь легче и сына, и внука?

- Оттого,- сказал старец,- что жили по-Божьему: своим владел, чужим не корыстовался.

Социально-утопическая легенда о «золотом веке», когда люди были честнее и счастливее. Воплощением богатой жизни является огромной величины зерно, которое было когда-то в колосе. Легенда прибегает к любопытному приему: говоря о внуке, сыне и деде, она изображает их возрастные особенности как бы с обратным знаком. Все получается наоборот: чем старше человек, тем здоровее и моложе он выглядит. В легенде есть сходное со сказкой: зачин «Был-жил» и трехкратное повторение эпизода с поиском старика, знающего, откуда взялось огромное зерно.

7. ЧУДЕСНАЯ МОЛОТЬБА

Раз как-то принял на себя Христос вид старичка- нищего и шел через деревню с двумя апостолами. Время было позднее, к ночи. Стал проситься он у богатого мужика: «Пусти, мужичок, нас переночевать». А мужик-то богатый говорит:

- Много вас попрошаек здесь таскается! Что слоняетесь-то по чужим дворам? Только, чай, просить и умеете, а небось не работаете . И отказал наотрез.

- Мы и то идем на работу,- говорят странники,- да вот застала нас в дороге ночь темная. Пусти, пожалуйста! Мы ночуем хоть под лавкою.

- Ну, так и быть! Ступайте в избу.

Впустили странников, ничем-то их не покормили, ничем-то их не напоили, (сам хозяин-то поужинал вместе со своими домашними, а им ничего не дал), да и ночевать им довелось под лавкою.

Поутру рано стали хозяйские сыновья собираться хлеб молотить. Вот Спаситель и говорит:

- Пустите, мы вам поможем за ночлег, помолотим за вас.

- Ладно, – сказал мужик, – и давно бы так! Лучше, чем попусту без дела слоняться-то!

Вот и пошли молотить. Приходят, Христос и гутарит хозяйским сыновьям: «Ну, вы разметывайте адонье, а мы приготовим ток». И стал он с апостолами готовить ток по-своему: не кладут они по одному снопу в ряд, а снопов по пяти, по шести, один на другой, и наклали почитай целое поладонье.

- Да вы такие-сякие совсем дела не знаете! – заругались на них хозяева, – зачем наложили такие вороха?

- Так кладут в нашей стороне, работа, знаешь, от того спорее идет,- сказал Спаситель и зажег покладенные на току снопы. Хозяева ну кричать и браниться, дескать, весь хлеб погубили. Ан погорела одна солома, зерно осталось цело и заблистало в большущих кучах крупное, чистое да такое золотистое!

Воротившись в избу, сыновья-то и говорят отцу: так и так, батюшка, смолотили, дескать, поладонья. Куда! и не верит! Рассказали ему все, как было. Он еще пуще дивится: «Быть не может! от огня зерно пропадет!» Пошел сам поглядеть: зерно лежало большими кучами да такое крупное, чистое, золотистое – на диво! Вот покормили странников, и остались они еще на одну ночь у мужика.

Наутро Спаситель с апостолами собирается в путь-дорогу, а мужик им гутарит:

- Пособите нам еще денек-то!

- Нет, хозяин, не проси, некогда, надо идти на работу.

А старшой хозяйский сын потихоньку и говорит отцу: «Не трожь их, батька, пусть идут. Мы теперь и сами знаем, как надо молотить».

Странники попрощались и ушли. Вот мужик-то с детьми своими пошел на гумно, взяли наклали снопов, да и зажгли: думают – сгорит солома, а зерно останется. Ан вышло не так: весь хлеб взялся огнем, да от снопов бросилось пламя на разные постройки, начался пожар, да такой страшный, что все до гола и погорело!

Страницы: 1 2 3


Литература ХХ века как возвращённая литература.
Понятие «возвращённой» литературы постепенно утрачивает свою привлекательность, в первую очередь, у тех, кто вкладывал в него представление о внешних признаках литературы: т.е. не издававшаяся, не публиковавшаяся, запрещённая до второй половины 80-х годов 20 века в нашей стране. Но ещё в конце 80-х гг. 20 века понятие «возвращённая лите ...

Образ лирического героя в поэме А.А.Ахматовой "Реквием"
Мне кажется убедительной точка зрения Н.Л. Лейдермана, который обращает внимание на образ лирической героини "Реквиема". Во-первых, лирическая героиня выступает в роли автора поэмы, который в трудное время находится вместе с народом там, "где мой народ к несчастью был". Во-вторых, она выступает в роли матери, пережив ...

Природа в лирике Жуковского.
Элегиям принадлежит первое место в творчестве Жуковского, не по количеству произведений, а по значимости, по содержательной на­полненности, глубине самовыражения и по влиянию этого жанра на другие. В основном элегии лежат у истоков его творчества. Элегии Жуковского — большие лирические произведения, в кото­рых описательное и медитативн ...