- Как, барские? Вспылила со злости, пала на пол. - Я умру,- говорит, – сказывай: чьи гуси? - Барские. Жена охает, стонет. Муж наклонился к ней: - Что ты стонешь? - Да чьи гуси? - Барские. - Ну, умираю, беги скорей за попом. Вот муж послал за попом, уж и поп едет. - Ну, – говорит муж, – вот и священник едет. Жена спрашивает: - Чьи гуси? - Барские. - Ну, пущай священник идет, умираю! Вот исповедовали ее, приобщили, поп ушел. Муж опять: - Что с тобой, жена? - Чьи гуси? - Барские. - Ну, совсем умираю, готовь домовище! Изготовили домовище. Муж подошел: - Ну, жена, уж и домовище готово. - А чьи гуси? - Барские. - Ну, совсем умерла, клади в домовище. Положили в домовище и послали за попом. Муж наклонился к жене, шепчет: - Уж домовище подымают, нести хотят отпевать в церковь. А она шепчет: - Чьи гуси? - Барские. - Ну, несите! Вот вынесли домовище, поставили в церкви, отпели панихиду. Муж подходит прощаться: - Уж и панихиду, – говорит, – отпели, выносить хотят на кладбище. Жена шепчет: - Чьи гуси? - Барские. - Несите на кладбище! Вот и вынесли. Подняли домовище опущать в могилу, муж нагинается к ней: - Ну, жена, уж тебя в могилу опущают и землей тотчас засыплют. А она шепчет: - Чьи гуси? - Барские. - Ну, опущайте и засыпайте! Домовище опустили и засыпали землею. Так уходили бабу барские гуси! Сказка на распространенный сюжет: упрямая жена с досады притворяется мертвой и дает похоронить себя. Сюжет начинается с экспозиции, в которой сообщается о недостатках жены: была упрямой спорщицей и завистливой на чужую скотину. Развитие действия строится на повторяющемся диалоге и чередующихся эпизодах, в которых упрямство жены – спорщицы нарастает. Кульминация: гроб опускают в могилу, а жена упрямо спрашивает, чьи гуси. Развязка – гроб опустили и засыпали землею. В конце сказки мораль-ирония: вот до чего довели бабу барские гуси. 19. МУЖ ДА ЖЕНА Жили муж с женой, по виду будто хорошо, да как-то жена была мудрена: уйдет муж – она весела, придет – захворает, так и старается ему дело найти, куда-нибудь с рук сбыть. Нынче пошлет его туда, завтра в другое место, а без него у нее гулюшки, пирушки! Придет муж – и чисто, и прибрано, сама охает, больна, на лавочке лежит. Муж верит, чуть сам не плачет. Вот раз придумала жена послать его за лекарством в Крым-град. Муж пошел. На дороге ему встрелся солдат: - Куда ты, мужик? - В Крым-град за лечбой! - Кто болен? - Жена! - Воротись, воротись безотменно, я сам дока, я пойду с тобою! Поворотил его налево кругом, и очутился мужик опять у своего гумна. «Сядь же ты здесь, – говорит дока, – я спроведаю, какова хворая?» Вошел на двор, приложил ухо к избе – там игры, там скоки, гульба! Забилась солдатская грудь, ударил в дверь, растворилась изба – хозяйка по ней лебедем носится, перед ней молодой парень вприсядку рассыпается, зелено винцо по столу разливается. Пришел солдат вовремя, выпил чарку и пошел вприсядку. Полюбился хозяйке: что за солдат, что за детина! Угодлив, догадлив, словно век тут жил! Поутру надо пирожки печь. «Солдат, сходи на гумно, принеси соломки вязаночку». Вдова причитает на могиле мужа «Поучения» Характерные черты романтического героя Лермонтова Мцыри |
Бытовые новеллистические сказки
Страница 4
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Бытовые новеллистические сказки