Семейная обрядовая поэзия. Свадебные песни
Страница 5

20.

Друженька – хорошенький,

Друженька – пригоженький!

Как на друженьке кафтан голубой, парчевой,

Как на друженьке штаны черны бархатные,

Как на друженьке чулки белы шелковые,

Смазные башмаки – пряжки с искорками,

Пряжки с искорками – вон повыскакали!

Как на шейке-то платок, будто аленький цветок, www.trafficcase.ru

Во кармане-то другой, итальянский голубой!

Друженька – хорошенький,

Друженька – пригоженький!

Величальная песня в честь дружки, почетного и ответственного гостя, весельчака и балагура, устроителя свадьбы. Гиперболическое изображение красоты одежды дружки подчеркивает его богатство и благополучие.

21.

А кто ж у нас холост, а кто ж у нас не женат?

Иванушка холост, Васильевич не женат.

Он хорошо ходит, манерно ступает,

Сапог не ломает, чулок не марает.

На коня садится – под ним конь бодрится,

Он плеточкой машет – под ним кони пляшут.

Со двора съезжает, мати провожает:

«Поди, мой хороший, поди, мой пригожий,

Холост, не женатый, белый, кудреватый!»

К лугам подъезжает – луга зеленеют,

К рекам подъезжает – реки разливаются,

По улице едет – вся улица стогнет,

К дворам подъезжает – весь народ встречает.

Величание молодому неженатому участнику свадебного застолья: брату жениха, другу или родственнику. В песне отразились народные представления об идеальном «добром молодце», воспитанном и красивом. Им любуются не только родные и односельчане, но и природа.

22.

Чарочка моя серебряная!

На золотом блюде поставленная!

Кому чару пить, кому выпивать?

Пить чару, выпивать чару

Ивану да Васильевичу!

Кому наливать, кому починать?•

Наливать чару, починать чару

Марье-то Ивановне!

Величальная песня. Исполнялась на свадьбах и в праздничных застольях при обносе гостей вином, которое они должны были обязательно выпить. Используется гипербола: чарочка серебряная, блюдо золотое. Этим подчеркивается богатство и хлебосольство хозяев гостеприимного дома.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Письменность и просвещение
Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия, знаменитых «Солунских братьев»[1]. Во второй половине X в. была создана «глаголица», на которой писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. Дошедшие до нас древнерусские глаголические памятники - э ...

«Повесть о смерти и погребении князя Михаила Скопина-Шуйского», ее близость к народной исторической песне
Повесть, посвященная трагической гибели храброго полководца, особенно проявившего себя в борьбе против Лжедмитрия 2. Князь внезапно скончался после пира у князя Воротынского, а причиной смерти в народе считали яд, который дала ему жена князя Дмитрия Ивановича Шуйского Мария. Он был отравлен на пиру у князя Воротынского; в смерти Скопи ...

Петропавловская крепость. Приговор.
Стены крепостной толщины. Тройные решетки. Окна забелены. Там, за ними, высокие стены бастиона. Только прильнувши к стеклу, увидишь серый клочок петербургского неба. Иногда проплывает робкое облачко. В одиночке всегда полусумрак. Тают в сырой полумгле табурет, железная койка, стол, умывальник, стены покрыты на сажень от пола черно-зелен ...