Семейная обрядовая поэзия. Свадебные песни
Страница 5

20.

Друженька – хорошенький,

Друженька – пригоженький!

Как на друженьке кафтан голубой, парчевой,

Как на друженьке штаны черны бархатные,

Как на друженьке чулки белы шелковые,

Смазные башмаки – пряжки с искорками,

Пряжки с искорками – вон повыскакали!

Как на шейке-то платок, будто аленький цветок,

Во кармане-то другой, итальянский голубой!

Друженька – хорошенький,

Друженька – пригоженький!

Величальная песня в честь дружки, почетного и ответственного гостя, весельчака и балагура, устроителя свадьбы. Гиперболическое изображение красоты одежды дружки подчеркивает его богатство и благополучие.

21.

А кто ж у нас холост, а кто ж у нас не женат?

Иванушка холост, Васильевич не женат.

Он хорошо ходит, манерно ступает,

Сапог не ломает, чулок не марает.

На коня садится – под ним конь бодрится,

Он плеточкой машет – под ним кони пляшут.

Со двора съезжает, мати провожает:

«Поди, мой хороший, поди, мой пригожий,

Холост, не женатый, белый, кудреватый!»

К лугам подъезжает – луга зеленеют,

К рекам подъезжает – реки разливаются,

По улице едет – вся улица стогнет,

К дворам подъезжает – весь народ встречает.

Величание молодому неженатому участнику свадебного застолья: брату жениха, другу или родственнику. В песне отразились народные представления об идеальном «добром молодце», воспитанном и красивом. Им любуются не только родные и односельчане, но и природа.

22.

Чарочка моя серебряная!

На золотом блюде поставленная!

Кому чару пить, кому выпивать?

Пить чару, выпивать чару

Ивану да Васильевичу!

Кому наливать, кому починать?•

Наливать чару, починать чару

Марье-то Ивановне!

Величальная песня. Исполнялась на свадьбах и в праздничных застольях при обносе гостей вином, которое они должны были обязательно выпить. Используется гипербола: чарочка серебряная, блюдо золотое. Этим подчеркивается богатство и хлебосольство хозяев гостеприимного дома.

Страницы: 1 2 3 4 5 


"Первые и последние"
Данное утверждение справедливо и для следующего цикла под названием "Первые и последние". В отличие от двух предыдущих, в нем нет столь тесного единства художественного пространства и объединения персонажей, но есть нечто сближающее разнородные по тематике рассказы. Одно из последних изданий сборника [эксмо. 2005] сопровождает ...

Жизнеописание князя Святополка
Образ Святополка специфичен. Греховность Святополка не только предопределена его функцией агиографического героя-злодея, но изначально присуща ему. Святополк – злодей по своей природе, он отмечен «дьявольской печатью» от рожденья. Святополк рожден от монахини-гречанки, которую привел на Русь и отдал в жены («красоты ради лица ея») сыну ...

Воображению поэта.
"Шаганэ, ты моя Шаганэ! ." Создание цикла стихов "Персидские мотивы" Есенин задумывал уже давно, с того времени, как познакомился с шедеврами персидской классики. Мысль о таком цикле возникла вместе с мечтой о Персии. Этот цикл должен был быть необыкновенным - вершиной его творчества. Есенину было ясно,что она еще н ...