«Книга жизни».

Первая книга романа (1942) посвящена юности Абая, вторая (1947)—становлению Абая-поэта. Они охватывают события 27 лет. Третья (1952) и четвертая (1956) книги посвящены последним двадцати годам жизни поэта.

Центральная тема романа - путь казахского народа из тьмы средневековья к общерусскому революционному движению. Рас­крывается она новаторски, своеобразно, через изображение пути поэта к народу, через становление художника как властителя дум трудовых масс, борца за их свободу и счастье.

«Роман «Абай» .- подлинная энциклопедия всех многогран­ных сторон жизни и быта казахского народа во второй половине XIX века. По широте охватываемого круга тем, глубине мастер­ства и художественной разработке роман «Абай» представляет собой исключительное явление»,- писал академик К. Сатпаев.

Междоусобицы феодалов, потрясавшие старые казахские аулы и приносившие бесчисленные бедствия простым людям, классовая борьба двух враждебных лагерей феодально-патриар­хальных родов, истоки дружбы двух братских народов—русских и казахов, взаимосвязь их культур, обогащение национальных литератур в процессе творческого взаимодействия—таковы важнейшие общественные проблемы эпопеи М. Ауэзова.

Писатель изображает реальное историческое лицо—Абая, в котором сосредоточились типические черты казахского нацио­нального характера и вокруг которого скрестились противоречия переломного периода в истории казахов.

В романе-эпопее создана богатейшая галерея образов различ­ных слоев казахского общества второй половины XIX века — бесправных женщин, аульной молодежи, властителей-феодалов, мастеров устного творчества, молодой интеллигенции, ссыльных революционеров и царских чиновников,— несущие большую смысловую, идейно-эстетическую нагрузку.

Разнообразие характеров в сочетании с изображением напря­женной идейной борьбы и жестоких столкновений общественных групп, живописными картинами родной природы и быта созда­ют неповторимую по красочности и богатству панораму жизни казахского народа XIX века в динамике ее исторического развития.


Схема романа
Роман этот имеет определенную схему, которая слегка варьируется у разных авторов. Это автобиография «плута», который ребенком бежал из родительского дома или был выброшен на улицу вследствие полной нищеты родителей оказался вынужденным сам заботиться о своем пропитании, переменил множество хозяев, перепробовал массу профессий. Наконец, ...

Церковнославянская письменность.
Как известно, из славянских языков первым получил литературное употребление язык церковнославянский. Здесь не место распространяться о том, славянскому племени принадлежал этот язык- болгарам или паннойцам; для нас важно толко то, что он был потреблен Кириллом и Мефодием для переводов с греческого и что после Кирилла и Мефодия он сдел ...

Былички
11. ПРО ЛЕШЕГО Нашински мужики не однова в лесу Лешего видали, как в ночное ездили. Он месячные ночи больно любит: сидит, старик старый, на пеньке, лапти подковыриват, да на месяц поглядыват. Как месяц за тучку забежит, темно ему, знашь, – он поднимет голову-то, да глухо таково: «Свети, све-тило»,- говорит. Одноэпизодная быличка о леш ...