Семейная обрядовая поэзия. Свадебные песни
Страница 4

- Золот перстень Иванечкин, позолоченный Васильевича.

* Припев повторяется после каждой строфы.

Эта песня исполнялась после венчания, когда новобрачные приезжали в дом невесты. В тексте используются традиционные фольклорные приемы. Крестьянский дом изображается как высокий княжеский терем с ясными хрустальными «стеколушками». Используются уменьшительные ласкательные суффиксы «ушк», «ечк», постоянные эпитеты: золотой перстень, гуси серые и т.д. www.tlookup.ru

14.

Ох, солнушко за лес закатилось,

Моё ясное за лес закатилось,

Свет Марьюшка с двора поднималась,•

Васильевна с двора поднималась.

А матушка стоит на крылечке,

Родимая стоит на широком.

- Ой, дитятко, назад воротися,

Родимая, назад воротися.

- Ой, мамушка, я бы воротилась,

Родимая, я бы воротилась,

Суженый мой за ручку держит,

Ряженый мой за правую держит.

Песня исполняласьпри отъезде новобрачных в дом жениха после венчания. В ней передается печаль матери и неизбежность прощания невесты с родными.

15.

Угрюм, угрюм ходит Марьин батюшка,

Угрюма, угрюма ходит Марьина матушка:

Мела свой высок терем, потеряла свой золот перстень.

Не золот перстень потеряла – потеряла свое дитятко,

Потеряла свое милое – Марью Андреевну.

Весел, весел ходит Васильев батюшка,

Весела, весела ходит Васильева матушка:

Мела свой широкий двор и свою новую горницу,

Нашла золот перстень с дорогим камешком.

Не золот перстень нашла – нашла себе дитятко,

Нашла себе милую Марью Андреевну.

Песня исполнялась в доме жениха после приезда в дом новобрачных.

16.

Рыбица платёшенька,*

То ли я молода, молодёшенька.

А мне батюшкин хлеб есть не хочется,

Мне родимого хлеб есть не хочется.

Батюшкин хлеб полыном пахнет,

А он горькою горчицей отзывается.

Рыбица платёшенька,

То ли я молода, молодёшенька.

Мне Иванов хлеб есть хочется,

Мне Васильевича хлеб есть хочется.

Иванов хлеб мёдом пахнет,

А он сладким виноградом отзывается.

* Каждая строка песни повторяется.

Песня исполнялась во время свадебного пира в доме жениха. Песня показывает перемену в настроении невесты. По обряду, она должна была показывать покорность, любовь к жениху и радость по поводу перемены в своей судьбе.

17.

Виноград в саду растет, *

Ой, ягода, ягода поспевает.

Виноград – Иван-сударь,

Виноград – Иван Васильевич.

Ой, ягодка – свет-Иринушка,

Ой, ягодка – свет Сергеевна.

Ими люди любовалися: –

Хороши, пригожи уродилися.

Счастливые и таланливые,

Счастливые и таланливые,

Ой, дай вам Бог и совет, и любовь.

Во совете, во любви вам пожить хорошо.

* Каждая строка повторяется.

Во время свадебного пира исполнялись величания в честь присутствующих. Первое величание посвящалось новобрачным.

18.

Как на нашей-то сватье да новая шуба,

У правой полы шубы – заморские пташки,

А в левой поле шубы – ясный месяц светит!

Воспойте, воспойте, заморские пташки,

Звеселите, звеселите сватью на беседе!

Величание в честь сватьи, почетной гости на свадьбе, просватавшей невесту.

19.

Еще кто у нас на свадьбе богат?

У нас тысячко на свадьбе богат.

У тысячка бородушка шелковая.

Кому эту бородушку целовати?

Кому эту бородушку миловати?

Жене эту бородушку целовати!

Жене эту бородушку миловати!

У нас тысячко на свадьбе богат:

А людей у него – теремами,

Капиталу у него – сундуками,

А скота у него – табунами.

У нас тысячко на свадьбе кудреватой!

Из кольца в кольцо кудри вьются.

У нас у тысяцкого денег много!

Рубль на ребрышко становился,

К красным девушкам торопился.

Красным девушкам деньги надо

На шелковые да на шали,

Что на хромовые да на ботинки.

У нас тысячко на свадьбе богатый!

Еще денег у него кошелями.

Он рублем ворота отпирает,

Он другим широки затворяет.

Он по гривне нищим бросает .

Величальная песня в честь самого почетного гостя на свадьбе, тысяцкого, – обычно крестного отца или дяди жениха. Термин «тысяцкий» пришел в свадебный обряд из Древней Руси. Так называли военачальника над тысячью воинов в княжеской дружине. Вероятно, на княжеских свадьбах это был тоже один из важных чинов. В песне виден намек на одаривание богатым гостем величающих его девушек.

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ романа «Generation П»
Роман В. Пелевина «Generation "П"», главным пафосом которого является отрицание идеологии потребления, представляет в этом смысле большой интерес. Это история карьерного роста «невостребованного эпохой» выпускника Литературного института по имени Вавилен Татарский, становящегося тружеником рекламы — сначала копирайтером, затем ...

Николай Степанович Гумилев
Родился Гумилев в семье корабельного врача в Кронштадте. Учился в гимназии Царского Села. Затем ненадолго (1900- 1903) уезжал в Грузию. Вернувшись, окончил (1906) Николаевскую Царскосельскую гимназию. Однако уже пребывание в ней не было обычным. Естественные для юноши интересы и занятия сразу оттеснила напряженная внутренняя жизнь. Все ...

Типография невеж
После отъезда Ивана Федорова из Москвы в оставшейся после него типографии печатники Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев напечатали (20 декабря 1568 года) только одну книгу — «Псалтирь». По высокому качеству полиграфического исполнения «Псалтири» видно, что печатники этой книги, безусловно, были учениками Ивана Фёдорова. Несмотря на испол ...