В Московском университете пансионе
Страница 1
Информация о литературе » Творчество Михаила Лермонтова » В Московском университете пансионе

И я к высокому, в порыве дум живых,

И я душой летел во дни былые;

Но мне милей страдания земные:

Я к ним привык и не оставлю их…

М.Ю. Лермонтов «К другу»

Московский университетский благородный пансион, основанный в конце XVIII века, был одним из лучших учебных заведений в России. Он помещался в большом просторном здании на Тверской (ныне улица Горького, на месте Центрального телеграфа).

Елизавете Алексеевне Арсеньевой Университетский пансион был хорошо знаком. Её покойный брат Дмитрий Столыпин окончил пансион с золотой медалью, и его имя было означено золотыми буквами на мраморной доске в актовом зале.

Лермонтов поступил в пансион.1 сентября 1828 года. Он был настолько хорошо подготовлен, что его зачислили полупансионером прямо в четвертый класс. Круг предметов, преподававшихся в пансионе, был широк, но особое внимание уделялось истории, литературе, языкам и искусствам. Личные склонности воспитанников принимались во внимание. Сравнительно свободный режим не очень их стеснял, и каждый мог заняться интересующими его предметами. При пансионе была превосходная библиотека. Здесь, в одном из куполов старинного здания, по субботам собиралось литературное Общество любителей словесности, руководимое преподавателем пансиона, известным поэтом и переводчиком С.Е. Раичем. Участники Общества, воспитанники пансиона, читали свои произведения в прозе и в стихах, а также переводы из иностранных авторов, горячо обсуждали прочитанное. Лермонтов принимал в этих собраниях самое деятельное участие.

Пансионеры увлекались собственными рукописными журналами. В 1829 – 1830 годах в пансионе издавалось, по крайней мере, четыре рукописных журнала: «Арион», «Улей», «Пчёлка» и «Маяк». Лермонтов участвовал в этих журналах, а в 1828 году издавал и свой домашний рукописный журнал «Утренняя заря» совместно с приехавшими из Чембарского уезда приятелями А.П. Шан-Гиреем и Н.Г. Давыдовым. В этом издании была помещена известная нам только по заглавию его поэма «Индианка».

В годы учения в пансионе ещё более ярко определились разносторонняя одарённость Лермонтова. Он продолжал заниматься музыкой и рисованием. Особенно привязался юноша к домашнему учителю рисования А.С. Солоницкому и даже подарил ему тщательно переписанную тетрадь со своими стихами. За годы пребывания в пансионе Лермонтов написал более 60 стихотворений, несколько поэм и начал поэму «Демон». Требовательный к себе, юный поэт не спешил начать ученические опыты. Но замыслы некоторых произведений были дороги ему. Позднее, в годы поэтической зрелости, Лермонтов нередко возвращался к ним, перерабатывал их, по-новому выражал то, что волновало его ещё раньше. Так, поэма «Исповедь» легла в основу «Боярина Орши», а затем поэмы «Мцыри».

В пансионской лирике Лермонтова большое место занимает тема дружбы и дружеской верности. Отдельные заметки на полях тетрадей энного поэта свидетельствуют, как горько воспринимал он всякое непонимание или неискренность со стороны своих друзей. Среди стихотворений, посвящённых дружбе, очень характерно послание к одному из воспитанников пансиона Д. Дурнову:

Я пробегал страны России,

Как бедный странник меж людей;

Везде шипят коварства змии;

Я думал: в свете нет друзей!

Нет дружбы нежно-постоянной,

Страницы: 1 2 3


Каноны житийного жанра. Составляющие канонов житийного жанра
КАНОН (греч. - норма, правило) Совокупность правил, предопределяющих форму и содержание средневекового искусства; знак-модель умонепостигаемого духовного мира, т.е. конкретная реализация принципа несходного подобия (образа) . На практическом уровне канон выступает как структурная модель художественного произведения, как принцип констру ...

Анна Андреевна Ахматова
Почти всю свою долгую жизнь Ахматова прожила в Ленинграде. Правда, родилась она в Одессе ( в семье отставного инженера- механика флота ), но ещё в годовалом возрасте была перевезена в Царское Село. Петербург стал её подлинной духовной родиной. Ахматовская поэзия, строгая и классически соразмерная, родственна архитектурному облику город ...

Игровой фольклор
79. ГОРЕЛКИ Дети, взявшись за руки парами, становились одна пара за другой. Впереди становился водящий. Бежала последняя пара, водящий должен был поймать себе пару. Оставшийся без пары становится водящим. Сигналом «Бегите!» было окончание игрового припева: Гори-гори, пень, Дай конопель, С лучком,с мачком, С козьим бочочком. Глянь ...