Жизнь Юлии Валериановны Жадовской (1824-1883)
Страница 2
Информация о литературе » Жизнь Юлии Валериановны Жадовской (1824-1883)

Будет причитать .

Но со временем Юлия примирилась с суровым решением отца, на всю жизнь осталась со своими воспоминаниями о большой и несчастной любви. Что бы заглушить боль утраты и сгладить одиночество, Юлия взяла на воспитание двоюродную сестру А.Л. Готовцеву, вышедшую впоследствии замуж за профессора Демидовского лицея В.Л. Фёдорова.

В 1846 в Петербурге вышел первый сборник ее стихотворений, благосклонно встреченный читателями и критикой. Ее творчество приобретает гражданский, социальный характер. При ее активном участии в Ярославле в 1849 и 1850 годах выходят "Ярославские литературные сборники". В 1858 выходит второй сборник ее стихотворений, встреченный похвальными рецензиями Добролюбова и Писарева. Указывая на отдельные недостатки, Добролюбов отмечал наличие подлинной поэтичности, народолюбие поэтессы, ее искреннее стремление отразить в своих стихах тяжелую, полную лишений и страданий крестьянскую жизнь. Большое место в творчестве Жадовской занимает любовная лирика. Основными мотивами ее являются желание любви, разлука и ожидание, тоска одиночества, горькое сознание пустоты жизни. "Я помню взгляд, мне не забыть тот взгляд", "Я все еще его, безумная, люблю", "В сердце стало грустно и уныло", "Боролась я долго с судьбою", - рассказывает поэтесса о своих чувствах. Многие стихи Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами ("Ты скоро меня позабудешь" Глинки, "Я все еще его, безумная, люблю" Даргомыжского, "Я плачу", "Сила звуков"), а стихотворение "Я люблю смотреть в ясну ноченьку" стало народной песней. С той же задушевностью, искренностью описывала Жадовская картины северной природы, которую она самозабвенно любила. Ее радует наступающая весна ("Скоро весна"), угрюмое осеннее небо навевает грустные размышления ("Мне грустно"), тихий вечер напоминает о погибшем счастье ("Вечер . Этот вечер чудный негой дышит"). Особое место в творчестве Жадовской занимают прозаические произведения ("Простой случай", "В стороне от большого света", "Житье-бытье на Кореге", "Записки Гульпинской Авдотьи Степановны", "Неумышленное зло", "Ни тьма, ни свет", "Не принятая жертва", "Сила прошедшего", "Отрывки из дневника молодой женщины", "Женская история", "Отсталая"). Прозаические произведения Жадовской значительно уступают ее стихотворениям. В первой ее повести "Простой случай" (1847) изображена несчастная любовь молодой девушки-дворянки и бедного гувернера, служащего в доме ее отца. Роман "В стороне от большого света" ("Русский Вестник", 1857) основан на аналогичной коллизии. В 1858 г. вышло новое издание стихотворений Жадовской. В 1861 г. появились в журнале "Время" ее роман и повесть, на которых отразился дух времени. В первом, "Женская история", героиней является девушка, ищущая самостоятельного труда и помогающая своей кузине, богатой невесте, выйти замуж за бедного человека, несмотря на сопротивление родных. Повесть "Отсталая" еще более проникнута духом 60-х годов, но ни она, ни "Женская история" успеха не имели. Хотя проза ее была слабее поэзии и критики почти ничего о ней не писали, ее повести и романы пользовались большой популярностью среди читателей. В последние годы жизни Жадовская отошла от активной творческой деятельности. Когда у друга их семьи ярославского доктора К.И. Севена умерла жена, Жадовская пожертвовала собой ради благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора. Кроме того, в течение пяти лет она ухаживала за тяжело больным отцом. Вскоре после смерти отца заболел и умер муж, оставив на ее попечение большую семью. А в последние годы значительно ухудшилось ее зрение. Последние годы она жила в небольшой усадьбе, в селе Толстикове, Буйского уезда, Костромской губернии.

28 июля (9 августа) 1883 года Ю. В. Жадовская умерла. И хотя ее лира не достигла тех высот, на которые поднялась муза поэта труда и борьбы Некрасова, имя Жадовской и лучшие ее стихи сохраняются в памяти искренних любителей и ценителей поэзии.

* * *

Тихо я бреду одна по саду,

Под ногами желтый лист хрустит,

Ветер льет предзимнюю прохладу,

О прошедшем лете говорит.

Говорит увядшими цветами,

Грустным видом выжатых полей

И холодными сырыми вечерами,-

Всей печальной прелестью своей.

Так тоска душе напоминает

О потере наших лучших дней,

Обо всем, чего не возвещает

Эта жизнь - жестокий чародей!

*********

Ты знаешь ли, мой друг, я видела Брюллова!

Как вспомню, веришь ли, заплакать я готова,

Страницы: 1 2 3


Демонические традиции
М.Булгаков и И.Гёте – два великих писателя, на вершину славы, которых подняли их не менее великие романы: «Мастер и Маргарита» и «Фауст». Фантастические истории с демоническим уклоном до сих пор трогают сердца людей, а критики находят сходство между двумя демонами: Воландом и Мефистофелем. Изображение дьявола в русской и мировой литера ...

Современные реалии в баснях И.А. Крылова
На фоне высокоторжественной патетической лирики двенадцатого года весьма резко выделяются басни И.А. Крылова. В год Отечественной войны 1812 года Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также ясно политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, напр ...

Москва в творчестве А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина
Александр Грибоедов так же, как и Пушкин, родился и вырос в Москве. В комедии "Горе от ума" Грибоедов отразил быт и нравы московского барства, которое хорошо изучил, вращаясь в этих кругах. Еще в давние времена народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем страшнее ...