Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Страница 2
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Морем убегают Янко и "ундина" из Тамани: "Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись. Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдания: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго …" Перед нами предстает образ паруса. Но в "Тамани" он не противопоставлен образу моря. "Маленький белый парус", как и водная стихия, помогает беглецам. Подобное сочетание моря и паруса, не враждующих друг с другом, не было характерно для лирики М.Ю.Лермонтова. Образ моря в "Тамани" – символ мира людей, но людей, не настроенных пессимистично, вольных, любящих жизнь и готовых за нее бороться, таких, как Янко и "ундина". И образ паруса уже не символ одинокой, мятежной личности. Парус поднимают над своей лодкой двое влюбленных, парус помогает им нестись по "темным волнам". И мы приходим к парадоксальному выводу: в "Тамани" образ паруса символизирует любовь и свободу! Детальное описание гостиничные чеки с подтверждением здесь.

Мы вновь замечаем, что к образу паруса М.Ю.Лермонтов присоединяет эпитет "белый". Такой парус особенно четко выделяется на фоне "темных волн", но несмотря на этот цветовой контраст море и парус действуют заодно.

Отдельно следует рассмотреть песню, которую пела "ундина". В песне море проявляется как фольклорный образ. Девушка соотносит море с чем-то живым, способным поддаться на мольбу, ее обращение к морю напоминает заговор:

Стану морю кланяться

Я низехонько:

"Уж не тронь ты, злое море,

Мою лодочку…"

Но девушка вовсе не считает море "злым", этот эпитет скорее означает "буйное". И это море девушка просит не губить ее возлюбленного.

В это же время в сознании "ундины" море является символом свободы:

Как по вольной волюшке–

По зелену морю,

Ходят все кораблики

Белопарусники.

Попытка девушки заговорить море еще раз доказывает ее родство этой буйной стихии. С морем сочетается эпитет "зелено", в то время как в поэмах это был эпитет "синее". Троп "зелено" по отношению к морю в фольклоре упоминается реже, чем "синее", но по стилю "зелено" близко к народному творчеству. И вновь мы видим образ белых парусов, плавающих по морю. Паруса и водная стихия несут в себе значение свободы.

В тот же момент и Печорин созерцает море, но воспринимает он эту стихию совсем не так, как девушка: "Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; предо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу". Ход мыслей Печорина прозаичен, он не умеет воспринимать море-жизнь как нечто волшебное, он насквозь отравлен скептицизмом, воспринимая жизнь как нечто "однообразное", лермонтовский герой не мог в ней не разочароваться. Воспоминание о Петербурге тоже говорит не в пользу Печорина. Море северной столицы когда-то разочаровало М.Ю.Лермонтова своей несвободой, своей серостью, закованной в гранит. Это море символизирует жизнь, которой жил Печорин, однообразно и скучно.

Во время ночного свидания с "ундиной" Печорин чуть не погиб. Перед тем, как сесть в лодку, лермонтовский герой наблюдал следующий пейзаж: "Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем своде. Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу". Мирная, спокойная картина природы резко контрастирует с событиями, которые должны вот-вот произойти в мире людей. Море противопоставлено небу, в море можно погибнуть, небо же, напротив, зажигает спасительные маяки, надеясь кого-нибудь спасти.

В повести "Тамань" мы выясняем, что Печорин не умеет плавать. Случайно ли это? И если нет, то что же обозначает данная черта? "Неумение плавать говорит о детской беспомощности и беззащитности Печорина перед водной стихией, одной из основных стихий мироздания. Если в бытовом мире … он всех побеждает, испытывая наслаждения в самой победе … то в мире бытия Печорин – ребенок, не умеющий плавать…" [Влащенко, 2000, 2].

Как же объяснить подобный парадокс? "Море – это символ жизни. Печорин в конкретной ситуации добрался до берега на лодке с помощью одного весла, но в "море жизни" без "веры в Бога" он, не умеющий "плавать", обречен на духовную гибель. Для него нет света, нет надежды, а вся жизнь оказывается "темной ночью" и "бунтующим морем", бездной, грозящей неизбежной смертью. И он не способен противостоять внутреннему злу, своим эгоистическим чувствам и страстям, среди которых доминирует страсть власти" [Влащенко, 2000, 2].

"Княжна Мери" – центральная часть "Журнала Печорина". В ней отразилось современное М.Ю.Лермонтову общество, царящие в нем нравы. Действие разворачивается на Кавказе, в Пятигорске и Кисловодске, там, где аристократическое общество собиралось для "лечения минеральными водами". Для "Княжны Мери" характерно яркое описание пейзажей, но это изображение гор. Однако в конце этой части М.Ю.Лермонтов возвращается к давно знакомому образу и заставляет своего героя записать в его дневнике: "Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу оделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…"

Страницы: 1 2 3


Апокрифы. «Хождение Богородицы по мукам»
Апокрифы— легенды о библейских персонажах, не вошедшие в канонические (признанные церковью) библейские книги, рассуждения на темы, волновавшие средневековых читателей: о борьбе в мире добра и зла, о конечной судьбе человечества, описания рая и ада или неведомых земель «на краю света». Апокрифы— это запрещенные официальной церковью прои ...

«Повесть о бражнике» (сатира)
В "Повести о бражнике" пьяница доказывал, что имеет больше прав на райское блаженство, чем святые, перечисляя прегрешения героев Священного Писания. Эта повесть показывает нравственное превосходство пьяницы (бражника) над «праведника» (на смелой антитезе построена повесть, т.е. на противопоставление). Бражник уличает святых в ...

Русалка в творчестве А.С.Пушкина
В старых пушкиноведческих работах, которые редко включаются ныне в научный оборот, мы можем встретить необычные для современных интерпретаций высказывания о присутствии в творчестве Пушкина «бодлеровских» и даже «некрофильских» настроений. Об этом писали В. Вересаев, Вл. Ходасевич; вероятно, близкие по смыслу наблюдения имел в виду В. Б ...