Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Страница 2
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Морем убегают Янко и "ундина" из Тамани: "Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись. Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдания: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго …" Перед нами предстает образ паруса. Но в "Тамани" он не противопоставлен образу моря. "Маленький белый парус", как и водная стихия, помогает беглецам. Подобное сочетание моря и паруса, не враждующих друг с другом, не было характерно для лирики М.Ю.Лермонтова. Образ моря в "Тамани" – символ мира людей, но людей, не настроенных пессимистично, вольных, любящих жизнь и готовых за нее бороться, таких, как Янко и "ундина". И образ паруса уже не символ одинокой, мятежной личности. Парус поднимают над своей лодкой двое влюбленных, парус помогает им нестись по "темным волнам". И мы приходим к парадоксальному выводу: в "Тамани" образ паруса символизирует любовь и свободу!

Мы вновь замечаем, что к образу паруса М.Ю.Лермонтов присоединяет эпитет "белый". Такой парус особенно четко выделяется на фоне "темных волн", но несмотря на этот цветовой контраст море и парус действуют заодно.

Отдельно следует рассмотреть песню, которую пела "ундина". В песне море проявляется как фольклорный образ. Девушка соотносит море с чем-то живым, способным поддаться на мольбу, ее обращение к морю напоминает заговор:

Стану морю кланяться

Я низехонько:

"Уж не тронь ты, злое море,

Мою лодочку…"

Но девушка вовсе не считает море "злым", этот эпитет скорее означает "буйное". И это море девушка просит не губить ее возлюбленного.

В это же время в сознании "ундины" море является символом свободы:

Как по вольной волюшке–

По зелену морю,

Ходят все кораблики

Белопарусники.

Попытка девушки заговорить море еще раз доказывает ее родство этой буйной стихии. С морем сочетается эпитет "зелено", в то время как в поэмах это был эпитет "синее". Троп "зелено" по отношению к морю в фольклоре упоминается реже, чем "синее", но по стилю "зелено" близко к народному творчеству. И вновь мы видим образ белых парусов, плавающих по морю. Паруса и водная стихия несут в себе значение свободы.

В тот же момент и Печорин созерцает море, но воспринимает он эту стихию совсем не так, как девушка: "Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; предо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу". Ход мыслей Печорина прозаичен, он не умеет воспринимать море-жизнь как нечто волшебное, он насквозь отравлен скептицизмом, воспринимая жизнь как нечто "однообразное", лермонтовский герой не мог в ней не разочароваться. Воспоминание о Петербурге тоже говорит не в пользу Печорина. Море северной столицы когда-то разочаровало М.Ю.Лермонтова своей несвободой, своей серостью, закованной в гранит. Это море символизирует жизнь, которой жил Печорин, однообразно и скучно.

Во время ночного свидания с "ундиной" Печорин чуть не погиб. Перед тем, как сесть в лодку, лермонтовский герой наблюдал следующий пейзаж: "Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем своде. Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу". Мирная, спокойная картина природы резко контрастирует с событиями, которые должны вот-вот произойти в мире людей. Море противопоставлено небу, в море можно погибнуть, небо же, напротив, зажигает спасительные маяки, надеясь кого-нибудь спасти.

В повести "Тамань" мы выясняем, что Печорин не умеет плавать. Случайно ли это? И если нет, то что же обозначает данная черта? "Неумение плавать говорит о детской беспомощности и беззащитности Печорина перед водной стихией, одной из основных стихий мироздания. Если в бытовом мире … он всех побеждает, испытывая наслаждения в самой победе … то в мире бытия Печорин – ребенок, не умеющий плавать…" [Влащенко, 2000, 2].

Как же объяснить подобный парадокс? "Море – это символ жизни. Печорин в конкретной ситуации добрался до берега на лодке с помощью одного весла, но в "море жизни" без "веры в Бога" он, не умеющий "плавать", обречен на духовную гибель. Для него нет света, нет надежды, а вся жизнь оказывается "темной ночью" и "бунтующим морем", бездной, грозящей неизбежной смертью. И он не способен противостоять внутреннему злу, своим эгоистическим чувствам и страстям, среди которых доминирует страсть власти" [Влащенко, 2000, 2].

"Княжна Мери" – центральная часть "Журнала Печорина". В ней отразилось современное М.Ю.Лермонтову общество, царящие в нем нравы. Действие разворачивается на Кавказе, в Пятигорске и Кисловодске, там, где аристократическое общество собиралось для "лечения минеральными водами". Для "Княжны Мери" характерно яркое описание пейзажей, но это изображение гор. Однако в конце этой части М.Ю.Лермонтов возвращается к давно знакомому образу и заставляет своего героя записать в его дневнике: "Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу оделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…"

Страницы: 1 2 3


Антиутопия Замятина «Мы»: роль государства и связь с романом «Что делать?»
В XX веке некоторые из идей утопических идей реализовались при формировании тоталитарных государств, в том числе Советского Союза. Но на практике оказалось, что ни одна из теорий всеобщего развития и счастья общества неэффективна, а порою наоборот деструктивна и губительна. И на смену романам-утопиям приходят антиутопии, аллегорично пов ...

Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор
Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный вый ...

"Прощание с Матерой"
Перед человечеством в конце XX столетия остро встала проблема выбора: либо голый практицизм, признающий лишь материальное благополучие, либо установка на духовные ценности, на опыт предшествующих поколении, на любовь ко всему живому на земле. Валентин Распутин относится к тем авторам, которые ставят эту проблему выбора с максимальной от ...