Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Страница 3
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Как точно отражено душевное состояние Печорина! "Лишенный возможности посвятить себя какой-либо одной цели, он тем не менее настойчиво и дерзко испытывает судьбу" [Удодов, 1973,456]. Разочарование в жизни, в людях, скука позволяют Печорину сравнить себя с выброшенным на берег корсаром. Индивидуализм лермонтовского героя, его неудовлетворенность окружающей действительностью заставляют Печорина думать, что он отброшен от жизни. Именно поэтому он пытается взять от жизни как можно больше. Он жадно вглядывается в жизнь, как матрос в море, он стремится к желанному парусу. И невольно мы задумываемся, а не о Печорине написал Лермонтов-поэт: Подробное описание как выбрать стул для ребенка у нас на сайте.

…А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

Личность Печорина соотносима с образом паруса из одноименного стихотворения.

В последних строках "Княжны Мери" парус символизирует независимую и сильную личность, ее одиночество и неустанные поиски цели и смысла жизни. Парус может олицетворять мятежность человеческого духа в целом, его вечную неудовлетворенность и вечное стремление вперед. Образ моря же символизирует в данном случае не реальную человеческую жизнь, где каждый одинок, как в "Парусе", а, напротив, ту жизнь, к которой стремится главный герой, жизнь, полную бурь и борьбы, движения, шансов обрести свое счастье, которой противопоставлено одиночество на берегу. При этом Печорин совершенно забывает, что не умеет плавать.

Описывая этот пейзаж, Печорин не видел его реально, главному герою лермонтовского романа его рисовало воображение. Морской пейзаж реализует функцию раскрытия характера главного героя.

Исходя из выше сказанного, мы можем заключить, что в романах "Вадим" и "Княгиня Лиговская" образ моря служит для раскрытия внутреннего мира геров, для передачи их чувств и переживаний. Образ моря в данных произведениях – образ-троп, М.Ю.Лермонтов сравнивает с морской стихией души своих героев. Этот образ становится символом человеческой души – кипящей, мятежной у Вадима, взбудораженной от смятения чувств у Веры Лиговской. Писатель переносит по сходству значение образа моря на образ толпы, движения, порывы и колебания которой напоминают волнения морской стихии.

В "Вадиме" образ паруса имеет символическое значение. В сознании одной из героинь парус ассоциируется со свободой.

В романе "Герой нашего времени" образ моря встречается в двух повестях. В "Тамани" море – часть пейзажа. Описание природы воссоздает местность, в которой происходит действие романа. Морской пейзаж способствует раскрытию характеров действующих лиц, через призму восприятия природы героями отражается их мировоззрение. Помимо этого, образ моря является образом-символом. Морская стихия означает жизнь.

В "Тамани" образ паруса, поднятого над лодкой Янко и "ундины" символизирует свободу жить и любить.

В "Княжне Мери" морской пейзаж предстает лишь перед внутренним взором Печорина, способствуя раскрытию душевных порывов и стремлений лермонтовского героя. Образ моря в "Княжне Мери" символизирует бытие, в котором главный герой не умеет "плавать". Образ паруса в этой повести выступает как символ индивида, ищущего смысл жизни.

В целом в прозаических произведениях М.Ю.Лермонтова образы моря и паруса встречаются значительно реже, чем в поэзии, они вносят в творения писателя романтические мотивы.

Страницы: 1 2 3 


«Слово о Законе и Благодати»
«Слово о Законе и Благодати» первого киевского метрополита из русских Иллариона, поставленного по воле киевского князя Ярослава Мудрого, посвящено сложнейшей историософской проблеме. Оно говорит о месте Руси во всемирной истории, об исторической роли русского народа. Оно полно гордости успехами христианской культуры на Руси, и как удив ...

Снова в Петербурге. Расцвет творчества
Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружающей его, и не мог серьёзно относиться к такого рода людям. Ему, кажется, были особенно досадны последние – эти тупые мудрецы, важничающие своею дельностью и рассудочностью и не видящие далее своего носа… Он был весь глубоко сосредоточен в самом себе и не нуждался в посторенней опоре. И.И. Па ...

Художественные приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную характеристику
Последовательность функций действующих лиц приводит к однообразному построению сказок, а устойчивость функций - к единообразию сказочных образов. Однако действительное число персонажей не соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с н ...