Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18321841 гг.
Страница 1
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18321841 гг.

"1832 год завершает юношеский, во многом ученический период творчества. После него писательская активность Лермонтова заметно ослабела. Кризис был преодолен в 1836 году, а начиная с 1837 года Лермонтов отдает свои произведения в печать" [Коровин, 1973, 13]. Некоторые мотивы юношеской лирики М.Ю.Лермонтова проявляются и в зрелом возрасте, усложняясь и углубляясь. Образы моря и паруса мы можем видеть в ряде стихотворений.

В стихотворении "Я не хочу, чтоб свет узнал…" мы видим строки:

Укор невежд, укор людей

Души высокой не печалит;

Пускай шумит волна морей,

Утес гранитный не повалит…

Образ шумевшего моря иносказательно намекает нам на людскую молву. Пересуды, ложные слухи, передаваемые шепотом за спиной того, о ком говорят, М.Ю.Лермонтов уподобляет шуму волн. Метафора "Пускай шумит волна морей" создает перед читателем образ толпы, лицемерно негодующей и укоряющей того, кто выше их.

Стихотворение "Дары Терека" навеяно казачьим фольклором. Перед читателями предстает диалог реки Терек и моря Каспий, и Терек предлагает Каспию разные подарки: "стадо … валунов", "с поля битвы кабардинец" и "труп казачки молодой". Море предстает перед нами старцем, который чаще "дремлет и молчит", но способен и на страстные порывы:

И старик во блеске власти

Встал, могучий, как гроза,

И оделись влагой страсти

Темно-синие глаза.

Образ моря в "Дарах Терека" – типично фольклорный. Каспий – это некая сила природы, одушевленная и наделенная свойственными исключительно человеку чертами.

Стихотворение "Памяти А.И.Одоевского" посвящено Александру Ивановичу Одоевскому, поэту-декабристу, другу М.Ю.Лермонтову. Образ моря связан с образом А.И.Одоевского. "Любил ты моря шум", – обращается к декабристу М.Ю.Лермонтов. В этом стихотворении поэт возвращается к своим юношеским, исключительно романтическим представлениям о море:

И мрачных гор зубчатые хребты…

И, вкруг твоей могилы неизвестной,

Все, чем при жизни радовался ты,

Судьба соединила так чудесно:

Немая степь синеет, и венцом

Серебряный Кавказ ее объемлет;

Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,

Как великан, склонившись над щитом,

Рассказам волн клокочущих внимая,

А море Черное шумит, не умолкая.

Море в этом стихотворении – идеальное обрамление для могилы поэта-романтика; именно море будет петь ему колыбельные песни. Через пейзаж лирический герой выражает тоску по умершему другу. В описываемом пейзаже соединились образы, присущие творчеству поэтов-романтиков.

Однако мы видим в этом стихотворении и лермонтовское восприятие моря как символа жизни: "И сердце бросил в море жизни шумной…" Волнения моря сравниваются с течением и суетой человеческого существования.

Стихотворение "Воздушный корабль" входит в наполеоновский цикл. Образ моря в этом стихотворении сменяется образом океана, что символизирует большую отдаленность Наполеона от его родины, нежели в предыдущих стихотворениях, причем отдаленность следует воспринимать не как реальное расстояние, а как мировоззренческое, как разницу в идеалах покойного Наполеона и населения Франции.

По синим волнам океана,

Лишь звезды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несется,

Несется на всех парусах.

Мы вновь сталкиваемся с образом паруса. Парус способен дать мертвецу возможность двигаться, но лишь раз в год, и лишь на берег Франции. Образ корабля, несущегося "на всех парусах", символизирует суетность, цикличность жизни людей. В данном стихотворении парус – не символ мятежной души, а один из ее мучителей.

В стихотворении "Последние новоселье" мы вновь сталкиваемся с образом Наполеона. М.Ю.Лермонтов бросает упрек обществу Франции, сначала изменившему Наполеону "как женщина", а затем возвратившему на Родину его прах. Поэт рисует нам судьбу великого изгнанника, сначала победы, потом поражения, а потом:

И на чужой скале, за синими морями,

Забытый, он угас один…

М.Ю.Лермонтова возмущает, что дух изгнанника может вознегодовать, увидев новую гробницу. Таким образом, если раньше море в наполеоновском цикле символизировало жизнь, от которой был отделен Наполеон, то в "Последнем новоселье" образ моря становится символом границы, которая отгородила Наполеона от предавших его.

Страницы: 1 2


Влияние Байрона на национальные культуры
Каждая европейская страна переживала по своему этот «байронизм». В национальной культурной среде, особенно в 20-30 гг. 19 столетия, было великое множество «байронистов». Это привело к тому, что некогда оригинальная мысль и сильное чувство были сведены на уровень моды и заученной позы. Такое вырождение основного мотива «байронизма» было ...

Вергилий. Его дохристианские мотивы в творчестве и опыт для Данте по этому вопросу
Вначале поэмы происходит встреча Данте с Вергилием - встреча христианства и античности. Средневековые книжники, опираясь на фольклорную традицию, создали настоящий культ Вергилия – культ античного мудреца и предвестника христианства. В те дни, когда наш мир отмечен был Движеньем христианского сознанья, Той верой, что в народах разнос ...

Типы диалектизмов в составе говора
В составе любого говора присутствуют следующие типы диалектизмов. § 1. Особенности лексических диалектизмов Л.А.Шевченко относит к лексическим диалектизмам слова, отличающиеся от литературных рядом характерных признаков, среди которых она выделяет: а) иной звуковой комплекс при одинаковом звучании; б) иная семантика при одинаковом з ...