Введение
Страница 2

Детская литература, по мнению многих литературоведов и филологов, на сегодняшний день испытывает кризис. Многочисленные социологические опросы показывают, что основную информацию современные дети получают из общения со сверстниками, через телевизор и компьютер. Книги занимают всё меньше места в детской жизни, хотя очевидно, что без книг нет и полноценного эмоционального и нравственного развития ребенка.

Чтобы вернуть ребенка к книге, заинтересовать его, воспитать вдумчивого читателя, необходимо проследить историю создания и возникновения детской литературы вообще и детской книги, в частности, в России на протяжении всей ее истории. Подобный анализ позволит «высветить» все самое ценное, накопленное детскими издателями, детскими писателями и поэтами, и спроецировать многовековой опыт на реалии современного этапа в развитии детской литературы

Теоретико-методологической основой нашего исследования процесса развития детской литературы России как канала воспроизводства духовных ценностей являются труды историков детской литературы. Это работы Ф.И. Сетина, Е.Е. Зубаревой, В.К. Сигова, В.А. Скрипкина, Л.Е. Фетисовой, Е.И. Кикоина, Т.Б. Марутич. Кроме того, мы опирались и на труды критиков детской литературы – В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.М. Горького. Большой фактический материал предоставили и произведения поэтов и писателей, вошедших в круг детского чтения – А.С. Пушкина, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, П.П. Ершова, и др. В своем исследовании мы проанализировали также и произведения детских поэтов и писателей – С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, И.П. Токмаковой, А.П. Гайдара, Л.А. Кассиля, С.А. Баруздина, Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, Г. Остера, Д. Емеца и др.

Обзор теоретической литературы позволяет нам делать выводы о том, что в центре внимания детских писателей и поэтов – идейная, духовная тематика, раскрытие взаимосвязи между политическими, религиозными и идеологическими установками общества, с одной стороны, и их влияние на судьбы детской литературы в России, с другой стороны. Однако говорить об изученности данной проблемы нам представляется преждевременным, т.к. современный, постсоветский, этап в развитии детской литературы в России вызывает неоднозначную реакцию и оценку. Это и обуславливает новизну нашего исследования.

Цель работы: рассмотреть основные этапы развития детской литературы России как канала воспроизводства духовности.

Поставленная цель предполагает решения следующих задач:

1. проанализировать развитие детской литературы России в различные исторические эпохи, раскрыть зависимость детской литературы от политических, религиозных, идеологических установок общества;

2. выявить основные тенденции развития российской детской литературы на современном этапе.

Объект исследования – детская литература как культурное явление, канал воспроизводства духовных ценностей народа.

Предмет исследования – развитие детской литературы в историческом контексте России.

Страницы: 1 2 


Летописание и исторические повести.
Источником познания нашей истории является – летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись – погодное описание событий происходивших на Руси в течение нескольких веков. [4.35.] Почётное место в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие з ...

Формирование образа России в романах А. Дюма и Ж. Верна. Особенности изображения России в романе А. Дюма «Учитель фехтования»
Исключительный интерес к России Александр Дюма проявил уже в ранний период своего творчества. В 1840 году он опубликовал свой роман, посвященный декабристам – «Учитель фехтования». Враждебно принятый Николаем I, этот роман был запрещен цензурой к переводу, но тем не менее многие его читали и сообщали содержание тем, кто не мог ознакомит ...

Схема романа
Роман этот имеет определенную схему, которая слегка варьируется у разных авторов. Это автобиография «плута», который ребенком бежал из родительского дома или был выброшен на улицу вследствие полной нищеты родителей оказался вынужденным сам заботиться о своем пропитании, переменил множество хозяев, перепробовал массу профессий. Наконец, ...