Введение
Страница 2

Детская литература, по мнению многих литературоведов и филологов, на сегодняшний день испытывает кризис. Многочисленные социологические опросы показывают, что основную информацию современные дети получают из общения со сверстниками, через телевизор и компьютер. Книги занимают всё меньше места в детской жизни, хотя очевидно, что без книг нет и полноценного эмоционального и нравственного развития ребенка.

Чтобы вернуть ребенка к книге, заинтересовать его, воспитать вдумчивого читателя, необходимо проследить историю создания и возникновения детской литературы вообще и детской книги, в частности, в России на протяжении всей ее истории. Подобный анализ позволит «высветить» все самое ценное, накопленное детскими издателями, детскими писателями и поэтами, и спроецировать многовековой опыт на реалии современного этапа в развитии детской литературы

Теоретико-методологической основой нашего исследования процесса развития детской литературы России как канала воспроизводства духовных ценностей являются труды историков детской литературы. Это работы Ф.И. Сетина, Е.Е. Зубаревой, В.К. Сигова, В.А. Скрипкина, Л.Е. Фетисовой, Е.И. Кикоина, Т.Б. Марутич. Кроме того, мы опирались и на труды критиков детской литературы – В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.М. Горького. Большой фактический материал предоставили и произведения поэтов и писателей, вошедших в круг детского чтения – А.С. Пушкина, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, П.П. Ершова, и др. В своем исследовании мы проанализировали также и произведения детских поэтов и писателей – С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, И.П. Токмаковой, А.П. Гайдара, Л.А. Кассиля, С.А. Баруздина, Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, Г. Остера, Д. Емеца и др.

Обзор теоретической литературы позволяет нам делать выводы о том, что в центре внимания детских писателей и поэтов – идейная, духовная тематика, раскрытие взаимосвязи между политическими, религиозными и идеологическими установками общества, с одной стороны, и их влияние на судьбы детской литературы в России, с другой стороны. Однако говорить об изученности данной проблемы нам представляется преждевременным, т.к. современный, постсоветский, этап в развитии детской литературы в России вызывает неоднозначную реакцию и оценку. Это и обуславливает новизну нашего исследования.

Цель работы: рассмотреть основные этапы развития детской литературы России как канала воспроизводства духовности.

Поставленная цель предполагает решения следующих задач:

1. проанализировать развитие детской литературы России в различные исторические эпохи, раскрыть зависимость детской литературы от политических, религиозных, идеологических установок общества;

2. выявить основные тенденции развития российской детской литературы на современном этапе.

Объект исследования – детская литература как культурное явление, канал воспроизводства духовных ценностей народа.

Предмет исследования – развитие детской литературы в историческом контексте России.

Страницы: 1 2 


«Посторонний» - подступ к правде исконной и последней
Записки злополучного убийцы, ждущего казни после суда, волей-неволей воспринимаются как прямо не высказанное, но настоятельное ходатайство о кассации, обращённое к верховному суду – суду человеческой совести. Случай же, представленный к пересмотру, зауряден, но далеко не прост. Очевидно кривосудие слуг закона – однако, и преступление на ...

Лирика Леси Украинки
Современный анализ творчества Леси Украинки, безусловно, сильно отличается от советского прочтения. Литературоведы советского периода хотели сделать из Леси Украинки пламенную революционерку, пытались найти призыв к революции даже в любовной лирике поэтессы. Безусловно, это был идеологический перегиб. Но нельзя и не учитывать того факта ...

Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
"Считают, что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, … тяготеет к условно романтической символике" [Нахапетов, 1999, 16]. М.Ю.Лермонтов увидел море лишь в августе 1832 года, и море разочаровало его. "Морской пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселен. Лишь изредка ...