Введение
Страница 2

Детская литература, по мнению многих литературоведов и филологов, на сегодняшний день испытывает кризис. Многочисленные социологические опросы показывают, что основную информацию современные дети получают из общения со сверстниками, через телевизор и компьютер. Книги занимают всё меньше места в детской жизни, хотя очевидно, что без книг нет и полноценного эмоционального и нравственного развития ребенка.

Чтобы вернуть ребенка к книге, заинтересовать его, воспитать вдумчивого читателя, необходимо проследить историю создания и возникновения детской литературы вообще и детской книги, в частности, в России на протяжении всей ее истории. Подобный анализ позволит «высветить» все самое ценное, накопленное детскими издателями, детскими писателями и поэтами, и спроецировать многовековой опыт на реалии современного этапа в развитии детской литературы

Теоретико-методологической основой нашего исследования процесса развития детской литературы России как канала воспроизводства духовных ценностей являются труды историков детской литературы. Это работы Ф.И. Сетина, Е.Е. Зубаревой, В.К. Сигова, В.А. Скрипкина, Л.Е. Фетисовой, Е.И. Кикоина, Т.Б. Марутич. Кроме того, мы опирались и на труды критиков детской литературы – В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.М. Горького. Большой фактический материал предоставили и произведения поэтов и писателей, вошедших в круг детского чтения – А.С. Пушкина, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, П.П. Ершова, и др. В своем исследовании мы проанализировали также и произведения детских поэтов и писателей – С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, И.П. Токмаковой, А.П. Гайдара, Л.А. Кассиля, С.А. Баруздина, Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, Г. Остера, Д. Емеца и др.

Обзор теоретической литературы позволяет нам делать выводы о том, что в центре внимания детских писателей и поэтов – идейная, духовная тематика, раскрытие взаимосвязи между политическими, религиозными и идеологическими установками общества, с одной стороны, и их влияние на судьбы детской литературы в России, с другой стороны. Однако говорить об изученности данной проблемы нам представляется преждевременным, т.к. современный, постсоветский, этап в развитии детской литературы в России вызывает неоднозначную реакцию и оценку. Это и обуславливает новизну нашего исследования.

Цель работы: рассмотреть основные этапы развития детской литературы России как канала воспроизводства духовности.

Поставленная цель предполагает решения следующих задач:

1. проанализировать развитие детской литературы России в различные исторические эпохи, раскрыть зависимость детской литературы от политических, религиозных, идеологических установок общества;

2. выявить основные тенденции развития российской детской литературы на современном этапе.

Объект исследования – детская литература как культурное явление, канал воспроизводства духовных ценностей народа.

Предмет исследования – развитие детской литературы в историческом контексте России.

Страницы: 1 2 


«Мы все в эти годы любили…». (О 3 прототипах Анны Снегиной)
Пленительный образ главной героини поэмы «Анна Снегина» постоянно представал в новых неожиданных гранях, и за каждой угадывалось живое лицо – три прекрасные женщины, озарившие юность Есенина. Одна из них широко известна, это Лидия Ивановна Кашина, дочь богатого помещика Ивана Петровича Кулакова. Лидия Ивановна Кашина была красивой и обр ...

Агиоаграфия. «Сказание о Борисе и Глебе» (князья-мученики)
Агиография– вид церковной литературы, посвященной жизнеописанию лиц, объявленных церковью святыми (жития). Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) изображены мучениками не столько религиозной, сколько политической идеи. Предпочтя смерть в 1015 г. борьбе против старшего брата Святополка, захватившего власть в Киеве после смерти отца, он ...

Образы князей, природа, образ Ярославны в «Слове». Связь с устным народным творчеством
Игорь и Всеволод– рыцари, для которых честь и слава – главные двигатели в их поведении. Лучше быть убитыми, нежели плененными. Игоряотличают рыцарская отвага, храбрость, воинская доблесть. Игорь для автора-пример ошибочной княжеской политики, а похвала ему приведена только потому, что он приехал к Святославу, т.е. осознал необходимость ...