Образ Абая
Страница 1

Центральный герой эпопеи - творческая личность, великий поэт, философ и гуманист. Абай показан в многосторонней, глубочайшей связи с эпохой, с на­родом.

Стилистическое многообразие романа органически связано с образом главного героя, с теми проблемами, которые ему прихо­дится решать. Поэт-мыслитель то погружен в размышления о самых сложнейших проблемах жизни - о ее смысле, о настоя­щем и будущем, о судьбе народа,— то взволнованно, публици­стически страстно выступает в защиту обездоленных, то с тихой грустью созерцает увядающие степные дали, думает о надвигаю­щейся старости, то с восторгом взирает на буйство цветов и красок весны в родных Чингизских горах. Органическое сочета­ние лирической взволнованности и эпической широты определя­ет своеобразие стиля ауэзовской эпопеи.

На протяжении всего романа Абай выступает вместе с народом. Всю жизнь его сопровождает Ербол, друг и товарищ с юности. Ербол представляет как бы второе «я» Абая.

Образ

Ербола олицетворяет заботу простых людей о своем великом поэте.

Многолетняя дружба связывала Абая с Даркембаем. Умуд­ренный жизнью Даркембай — это сама боль, страдания народа. Каждый раз, когда ему трудно, на помощь приходит Абай.

Другую сторону деятельности Абая — идейного вождя и руководителя активной, боевой части казахских трудящихся— характеризует дружба с Базаралы. Абай сыграл огромную роль в формировании взглядов Базаралы—этого степного орла, храброго человека, способного на большие дела. Абай всегда в окружении молодежи. Тут и его сыновья, высокоодаренные юноши — Абиш, Магаш, тут литературная поросль—Дармен, тут Макен, Салиха, Керимбала, ждущие его помощи, здесь и разлученные влюбленные.

Естественно, особое место в жизни Абая занимает литература и искусство. Он живет ими, он воспитывает новые таланты. Бес­конечна его любовь к народному творчеству. Об этом говорит бережное отношение Абая к сказочному Баймагамбету, певцу-импровизатору Биржану, акыну Шоже. Но момент творческого горения, сложный процесс творчества особенно ярко раскрыт в сценах, посвященных переводу Абаем «Письма Татьяны» А. С. Пушкина. В задушевной «Песне Татьяны («Я к вам пишу - чего же боле?») казахский поэт находит глубокий отклик своей душе, своим настроениям. Руки поэта сами тянутся к перу, к томам Пушкина. И сделан не только перевод чудесных пушкин­ских строк, раскрывающих глубину чувства Татьяны, но и созда­на мелодия, новая песня. Абай этой песней выразил всю силу своего чувства к любимой им девушке. Так «Письмо Татьяны» обрело новую жизнь - оно стало любимой песней казахского народа. «Чувства Абая, — справедливо писал академик М. С. Сильченко,— вылившиеся в «сердечные излияния Татья­ны»,— это его чувства к Тогжан, к Айгерим, его любовь, красивая и трудная, так не похожая на легкомысленные увлечения ауль­ных щеголей-джигитов». В сцене, где Абай слушает «Письмо Татьяны», распеваемое Айгерим, Ауэзов проникновенно изобра­зил душевный мир поэта:

«Абаю казалось, что он обрел самого себя, того Абая, кото­рый когда-то вот так же слушал свою любимую, не сводя с нее глаз, не смея перевести дыхание . Она не пела - она изливала глубоко затаенную грусть своего сердца. Это была уже не только Татьянина тайна .»

В центре внимания автора - внутренний мир Абая. Ауэзов прослеживает тончайшие переживания, еле заметные изменения в психологии героя. Перед нашим взором проходит почти полу­вековая жизнь, полная напряжения, исканий великого поэта и человека.

Чуткость и впечатлительность - одна из главных черт Абая. В течение полувека он пережил немало радостей и горя, людской подлости и обмана, гибель близких, поднялся на вершину всена­родной славы, но везде и всюду в его многогранной и богатой личности был виден тот чуткий и отзывчивый мальчуган, который получил первый урок жизни у подножья Кара-Шоки. Вся даль­нейшая жизнь Абая, все его поступки как бы предопределены этими трагическими событиями, которые заставили Абая остро осознать свое место в жизни, иными глазами посмотреть на отца и вырваться из его цепких когтей. Медленно, мучительно назревает конфликт с отцом. И если бы не то кровавое событие, вряд ли состоялся бы последний разговор между отцом и сыном, психологически точно и убедительно раскрывающий масштаб­ность и глубину их характеров:

Страницы: 1 2


Философия творчества С. Есенина
Принципиальная особенность С. Есенина – отсутствие экзистенциального скепсиса по отношению к высшему смыслу бытия. Поэтому мощный пафос жизнелюбия и светлой веры, невзирая на периоды сомнений, и душевной усталости, продолжал питать есенинскую поэзию на протяжении всей его жизни, а нота приятия и благословения мира во всех его проявления ...

Литературный язык как высшая форма языка общенародного.
Одной из важнейших задач истории литературного языка явля­ется определение характера и роли в творческой обработке общена­родного языка тех выдающихся деятелей, которых Горький назвал «мастерами слова». Было бы совершенно неправильно полагать, что под мастерами слова следует разуметь исключительно только писа­телей. Такая точка зрения н ...

Пространственные характеристики героев ранних рассказов М.Горького. Художественное пространство как категория
Проблема анализа, интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного преподавания литературы. Поиски новых, наиболее эффективных методов изучения литературы, проникновения в мир художественных явлений, путей и приемов анализа художественного произведения всегда являлись важной составляющей методическ ...