Образ Абая
Страница 1

Центральный герой эпопеи - творческая личность, великий поэт, философ и гуманист. Абай показан в многосторонней, глубочайшей связи с эпохой, с на­родом.

Стилистическое многообразие романа органически связано с образом главного героя, с теми проблемами, которые ему прихо­дится решать. Поэт-мыслитель то погружен в размышления о самых сложнейших проблемах жизни - о ее смысле, о настоя­щем и будущем, о судьбе народа,— то взволнованно, публици­стически страстно выступает в защиту обездоленных, то с тихой грустью созерцает увядающие степные дали, думает о надвигаю­щейся старости, то с восторгом взирает на буйство цветов и красок весны в родных Чингизских горах. Органическое сочета­ние лирической взволнованности и эпической широты определя­ет своеобразие стиля ауэзовской эпопеи.

На протяжении всего романа Абай выступает вместе с народом. Всю жизнь его сопровождает Ербол, друг и товарищ с юности. Ербол представляет как бы второе «я» Абая.

Образ

Ербола олицетворяет заботу простых людей о своем великом поэте.

Многолетняя дружба связывала Абая с Даркембаем. Умуд­ренный жизнью Даркембай — это сама боль, страдания народа. Каждый раз, когда ему трудно, на помощь приходит Абай.

Другую сторону деятельности Абая — идейного вождя и руководителя активной, боевой части казахских трудящихся— характеризует дружба с Базаралы. Абай сыграл огромную роль в формировании взглядов Базаралы—этого степного орла, храброго человека, способного на большие дела. Абай всегда в окружении молодежи. Тут и его сыновья, высокоодаренные юноши — Абиш, Магаш, тут литературная поросль—Дармен, тут Макен, Салиха, Керимбала, ждущие его помощи, здесь и разлученные влюбленные.

Естественно, особое место в жизни Абая занимает литература и искусство. Он живет ими, он воспитывает новые таланты. Бес­конечна его любовь к народному творчеству. Об этом говорит бережное отношение Абая к сказочному Баймагамбету, певцу-импровизатору Биржану, акыну Шоже. Но момент творческого горения, сложный процесс творчества особенно ярко раскрыт в сценах, посвященных переводу Абаем «Письма Татьяны» А. С. Пушкина. В задушевной «Песне Татьяны («Я к вам пишу - чего же боле?») казахский поэт находит глубокий отклик своей душе, своим настроениям. Руки поэта сами тянутся к перу, к томам Пушкина. И сделан не только перевод чудесных пушкин­ских строк, раскрывающих глубину чувства Татьяны, но и созда­на мелодия, новая песня. Абай этой песней выразил всю силу своего чувства к любимой им девушке. Так «Письмо Татьяны» обрело новую жизнь - оно стало любимой песней казахского народа. «Чувства Абая, — справедливо писал академик М. С. Сильченко,— вылившиеся в «сердечные излияния Татья­ны»,— это его чувства к Тогжан, к Айгерим, его любовь, красивая и трудная, так не похожая на легкомысленные увлечения ауль­ных щеголей-джигитов». В сцене, где Абай слушает «Письмо Татьяны», распеваемое Айгерим, Ауэзов проникновенно изобра­зил душевный мир поэта:

«Абаю казалось, что он обрел самого себя, того Абая, кото­рый когда-то вот так же слушал свою любимую, не сводя с нее глаз, не смея перевести дыхание . Она не пела - она изливала глубоко затаенную грусть своего сердца. Это была уже не только Татьянина тайна .»

В центре внимания автора - внутренний мир Абая. Ауэзов прослеживает тончайшие переживания, еле заметные изменения в психологии героя. Перед нашим взором проходит почти полу­вековая жизнь, полная напряжения, исканий великого поэта и человека.

Чуткость и впечатлительность - одна из главных черт Абая. В течение полувека он пережил немало радостей и горя, людской подлости и обмана, гибель близких, поднялся на вершину всена­родной славы, но везде и всюду в его многогранной и богатой личности был виден тот чуткий и отзывчивый мальчуган, который получил первый урок жизни у подножья Кара-Шоки. Вся даль­нейшая жизнь Абая, все его поступки как бы предопределены этими трагическими событиями, которые заставили Абая остро осознать свое место в жизни, иными глазами посмотреть на отца и вырваться из его цепких когтей. Медленно, мучительно назревает конфликт с отцом. И если бы не то кровавое событие, вряд ли состоялся бы последний разговор между отцом и сыном, психологически точно и убедительно раскрывающий масштаб­ность и глубину их характеров:

Страницы: 1 2


Реальное и ирреальное в мистических новеллах Л. Петрушевской
Так что же представляет из себя этот «трансмарш», каким способом и в результате чего герои попадают из одного мира в другой? Это и предстоит выяснить нам в этой главе. «Где я была?» – вопрос героини одноименного рассказа утратил свою вопросительную интонацию уже в его заглавии. А вынесенный на обложку в качестве названия всей книги, он ...

Пришвин М.М. Воспевающий природу
Писатель М. М. Пришвин прост и полон, как сама природа, И именно как природа действует на наше сердце: так бывает при жизни в лесу — вроде уже знаешь каждое дерево, каждый по­ворот реки, каждое пятно света в листве, а взглянешь наутро, и все целостно и ново и словно не тронуто зрением, как в первый раз. Эта полнота впечатления оттого, ч ...

Последний раз в Петербурге
. Он теперь в Петербурге и привёз с Кавказа несколько новых прелестных стихотворений… Тревоги военной жизни не позволяли ему спокойно и вполне предаваться искусству… Но замышлено им много, и всё замышленное превосходно. Русской литературе готовятся от него драгоценные подарки. «Отечественные записки», 1841 В начале 1841 года Лермонт ...