Творческий путь
Страница 3

В пьесе «В яблоневом саду» (1937) драматург исследует морально-нравственный облик молодого поколения—советского студенчества. Написанная в форме веселого водевиля, пьеса раскрывает юношеские порывы, душевную тонкость, стремление молодежи к идеалу. Она насыщена юмором, шутками. Пьеса «В яблоневом саду» была одной из первых попыток казахской драматургии понять внутренний мир нового человека, выросше­го уже после революции.

Крупным драматургическим достижением М. Ауэзова явля­ется историческая пьеса «Ночные раскаты» (1934), посвящен­ная национально-освободительному движению 1916 года. Пьеса тематически перекликается с ранней повестью писателя «Лихая година», но, в отличие от повести, драматург создает более широкую картину национально-освободительного движения, от­давая особое предпочтение образу положительного героя. М. Ауэзов дает социально-психологические мотивировки поступкам героев. Если руководителей восстания, старца Танеке и джигита Жантаса в горнило борьбы приводит беспощадная эксплуатация волостных управителей, местных баев и царских чиновников,

то

учитель Сапа постепенно, учась на своих ошибках, постигает предательскую политику господствующего класса. Весьма при­мечателен образ буржуазного интеллигента Карима, который, льстя народу и обманывая его, прибегает к громким фразам и на каждом шагу предает итересы родного народа. В острое столк­новение приходят не только социальные, классовые интересы противоборствующих сторон, но и морально-нравственные пред­ставления. Если для волостного правителя Майхана и буржуаз­ного интеллигента Карима круг интересов сводится к обогаще­нию и карьере, то у Танеке, Жантаса, Сапы другие нравственные ценности — справедливость, равенство, свобода. В борьбе за это видят они смысл жизни. Таким образом, главные герои пьесы выступают как носители высоких общечеловеческих ценностей.

В годы Великой Отечественной войны М. Ауэзов трудится много и напряженно. В 1942 году он выпускает роман «Абай», пишет пьесы «В час испытаний», «Гвардия чести» (в соавторстве с С. А. Абишевым), оперное либретто «Тулеген Тохтаров».

М. Ауэзов создает многочисленные публицистические и лите­ратурно-критические статьи. Ему принадлежат также очерки, где писатель показывает героизм советских людей на войне и в тылу. Он поднимает

свой голос в защиту мира, клеймя фашист­ских захватчиков.

Постепенно главное место в творческой и научно-исследова­тельской деятельности Мухтара Ауэзова начинает занимать великий Абай. Ему писатель посвящает трагедию (первый вари­ант—совместно с Л. Соболевым), либретто для оперы, кино­сценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументаль­ную четырехтомную эпопею.

Страницы: 1 2 3 


Лирика Леси Украинки
Современный анализ творчества Леси Украинки, безусловно, сильно отличается от советского прочтения. Литературоведы советского периода хотели сделать из Леси Украинки пламенную революционерку, пытались найти призыв к революции даже в любовной лирике поэтессы. Безусловно, это был идеологический перегиб. Но нельзя и не учитывать того факта ...

Солнечный цветок
Латинское название этого растения - подсолнечник или подсолнух по-латыни означает солнце. (См. Приложение 8) В древнегреческой мифологии Гелиос - всемогущий бог солнца, каждое утро выезжающий с востока в колеснице, запряженной четвёркой огнедышащих коней. Культ солнца был широко распространён в древности у большинства народов, населяющи ...

Первая ссылка на Кавказ
Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова. Он написал энергическую оду, в которой заклеймил низкие интриги, предшествовавшие дуэли, - интриги, затеянные министрами-литераторами и журналистами-шпионами… А.И. Герцен «О развитии революционных событий в России» Возвратившись из поездки, в Тарханы, весной 1836 года Лер ...