Творческий путь
Страница 3

В пьесе «В яблоневом саду» (1937) драматург исследует морально-нравственный облик молодого поколения—советского студенчества. Написанная в форме веселого водевиля, пьеса раскрывает юношеские порывы, душевную тонкость, стремление молодежи к идеалу. Она насыщена юмором, шутками. Пьеса «В яблоневом саду» была одной из первых попыток казахской драматургии понять внутренний мир нового человека, выросше­го уже после революции.

Крупным драматургическим достижением М. Ауэзова явля­ется историческая пьеса «Ночные раскаты» (1934), посвящен­ная национально-освободительному движению 1916 года. Пьеса тематически перекликается с ранней повестью писателя «Лихая година», но, в отличие от повести, драматург создает более широкую картину национально-освободительного движения, от­давая особое предпочтение образу положительного героя. М. Ауэзов дает социально-психологические мотивировки поступкам героев. Если руководителей восстания, старца Танеке и джигита Жантаса в горнило борьбы приводит беспощадная эксплуатация волостных управителей, местных баев и царских чиновников,

то

учитель Сапа постепенно, учась на своих ошибках, постигает предательскую политику господствующего класса. Весьма при­мечателен образ буржуазного интеллигента Карима, который, льстя народу и обманывая его, прибегает к громким фразам и на каждом шагу предает итересы родного народа. В острое столк­новение приходят не только социальные, классовые интересы противоборствующих сторон, но и морально-нравственные пред­ставления. Если для волостного правителя Майхана и буржуаз­ного интеллигента Карима круг интересов сводится к обогаще­нию и карьере, то у Танеке, Жантаса, Сапы другие нравственные ценности — справедливость, равенство, свобода. В борьбе за это видят они смысл жизни. Таким образом, главные герои пьесы выступают как носители высоких общечеловеческих ценностей.

В годы Великой Отечественной войны М. Ауэзов трудится много и напряженно. В 1942 году он выпускает роман «Абай», пишет пьесы «В час испытаний», «Гвардия чести» (в соавторстве с С. А. Абишевым), оперное либретто «Тулеген Тохтаров».

М. Ауэзов создает многочисленные публицистические и лите­ратурно-критические статьи. Ему принадлежат также очерки, где писатель показывает героизм советских людей на войне и в тылу. Он поднимает

свой голос в защиту мира, клеймя фашист­ских захватчиков.

Постепенно главное место в творческой и научно-исследова­тельской деятельности Мухтара Ауэзова начинает занимать великий Абай. Ему писатель посвящает трагедию (первый вари­ант—совместно с Л. Соболевым), либретто для оперы, кино­сценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументаль­ную четырехтомную эпопею.

Страницы: 1 2 3 


«Мы все в эти годы любили…». (О 3 прототипах Анны Снегиной)
Пленительный образ главной героини поэмы «Анна Снегина» постоянно представал в новых неожиданных гранях, и за каждой угадывалось живое лицо – три прекрасные женщины, озарившие юность Есенина. Одна из них широко известна, это Лидия Ивановна Кашина, дочь богатого помещика Ивана Петровича Кулакова. Лидия Ивановна Кашина была красивой и обр ...

Фольклористика и литература
С появлением бумаги ускорился и облегчился процесс письма, и уставное письмо с его правильным, почти квадратным начертанием букв сменилось округлым наклонным почерком - полууставом, а в деловых бумагах появилась скоропись. С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие и древнерусская литература. При этом след ...

«Обоз»
Впервые напечатана в «Сыне отечества», в ноябре 1812 г. Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но пр ...