Культура итальянского Возрождения:
Страница 5

Светлый гений Рафаэля не был склонен к психологической углубленности и постижению внутреннего мира человека, как к этому стремился Леонардо. Еще больше был ему чужд дух титанического и вместе с тем трагического восприятия жизни, какой был присущ Микеланджело.

О сути своего искусства Рафаэль высказался в письме к другу Бальдасаре Кастильоне: " Чтобы срисовать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что ваша милость будет со мной вместе, чтобы сделать выбор наилучшей. Но за недостатком как компетентных судий, так и красивых женщин я воспользовался определенной идеей, которая пришла мне на ум. Содержит ли она в себе какое-то совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь ее достичь ". Он стремился соединить ценности земного бытия с высокими идеями. Рафаэль, как никто другой из мастеров Возрождения, сумел не только овладеть мастерством формы, а и уловить саму суть произведений античного искусства.

Заслуга Рафаэля состояла в том, что в своем искусстве он органически связал в одно целое два разных мира - мир христианский и мир классический.

Фреска " Афинская школа " - аллегория Храма науки. Под сводом этого храма непринужденно расположились философы давности. Величайшие из них - Платон и Аристотель - словно медленно выходят из глубины, становятся в центр группы ученых. За ними интерьер замечательного купольного храма, украшенного статуями Аполлона и Минервы. По правую сторону в образе Евклида Рафаэль изобразил своего современника - архитектора Браманте; дальше знаменитые астрономы и математики; возле самого края правой группы художников нарисовал себя. На сходах стоит глава школы киников Диоген, в левой группе - Сократ и Пифагор; на переднем плане в глубокой задумчивости - Гераклит Ефеський. Величественный образ Платона, за предположением некоторых исследователей, навеянный непересекающимся образом Леонардо, а в Гераклите изображенный Микеланджело. Главное, конечно, - это общая атмосфера высокой духовности, глубокого почета к могуществу человеческого духа и ума. Логика, абсолютное постоянство, ясность и простота композиции создают впечатление чрезвычайно целостной и удивительной гармоничности.

Архитекторы итальянского Возрождения культивировали тип центричного купольного храма. Это прежде всего проявилось в грандиозном проекте собора св. Петра. Рафаэль обогатил архитектуру тем, что, будучи художником, ввел сугубо декоративные, орнаментальные и живописные средства, которые временами выступали на первый план ( в особенности в его знаменитейших ватиканских лоджиях ).

Страницы: 1 2 3 4 5 


Джордж Ноэл Гордон Байрон и его лирика
До Байрона не было поэта, который с таким же правом мог бы притязать на роль кумира своего поколения, и не только в Англии. Стихами Байрона зачитывались, а самому ему (вернее, тому лирическому герою, в котором видели автопортрет поэта) откровенно подражали. Когда Байрон погиб, его смерть оплакивала вся мыслящая Европа. Его творчество пр ...

Мир земной и мир небесный в повести Л. Петрушевской
«Три путешествия, или Возможность мениппеи» Здешнее и потустороннее, реальность и метареальность у Л. Петрушевской находятся в диффузном состоянии. Поскольку в центре внимания оказываются мистические переходы из одного «царства» в другое, основным конструктивным элементом становится мотив путешествия. В этом смысле концептуальной предс ...

Волшебные сказки
9. ИВАН СУЧЕНКО И БЕЛЫЙ ПОЛЯНИН Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей Каурки. На море, на океане, на острове на Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый. И шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут – похваляются, сами собой забавляются: «Были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская ба ...