Культура итальянского Возрождения:
Страница 3

Первое, что характеризует Данте как человека новой культуры, это его обращение в самом начале творческой жизни к так называемому "новому сладостному стилю"- направлению, полному искренности эмоций, но в то же время углубленного философского содержания. Этот стиль отличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики взаимоотношений "земной" и "небесной" любви. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуазная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земной любви, максимально его одухотворяет; он предстает как доступное чувственному восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму.

У Данте в "Божественной комедии" личностное отношение к грешникам расходится с принятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт практически переосмысливает средневековую систему грехов и наказания за них. Данте обращается к аристотелевской классификации пороков и преступлений, согласно которой поступок объявляется греховным не по смыслу, а по действию. Данте удалось показать, что наказание таится, по сути, в самом преступлении, в общественном его осуждении. Практически эта мысль наводит мост к теории нравственности, не нуждающейся в загробном воздаянии.

Такое внимание и сочувствие гордости знаменует новый подход к личности, раскрепощение ее от духовной тирании церкви. Гордый дух был присущ всем великим художникам Возрождения и самому Данте в первую очередь. Изменение отношения к гордости влечет за собой его изменение к земной славе. Данте неоднократно подчеркивает, что души умерших не равнодушны к памяти о себе на земле.

Конечно, так сострадать мог лишь человек новой эпохи, пусть еще только прорисовывавшейся, но уже отличающейся самобытностью и оригинальностью. Все творчество Данте: и его "Божественная комедия", и его канцоны, сонеты, философские произведения _ свидетельствует о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности - истоки этой эпохи.

Треченто (XIVв.) связано с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266- 1336).

Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески капели дель Арена в Падуи. 38 сцен из жизни Христа и Марии Джотто связал в единое целое, сотворив великий эпический цикл. Это связанный рассказ ( первый в живописи), в котором отображены различные психологические коллизии: взаимопонимание, коварство, скорбь, смирение, всепоглощающая материнская любовь. Сцены наполнены внутренним напряжением, иногда трагичны ( композиция "Несение Лазаря").

Вместо условного золотого фона византийских мозаик Джотто вводит пейзажный фон. Фигурам придается объем и природность движений. Возникает трехмерное пространство, которое достигается не перспективным углублением ( решение перспективы было делом будущего ), а уверенным размещением фигур на расстоянии друг от друга на площади стены. Однако анатомия человеческого тела заинтересовала творца. И если в византийской живописи фигуры будто парили в пространстве, то герои фресок Джотто уже твердо стояли на земле. Джотто ввел и дополнительные детали, которые усиливают натуральность изображения. Эмоциональная выразительность, драматизм и одновременно величие и монументальность - основные черты его манеры. Он уже преодолел традиционный средневековый аллегоризм, и поэтому его образы понятны всем. Со временем росписи капели начали называть " евангелием Джотто".

Джотто был и архитектором: за его проектом была сооружена звонница флорентийского собора, которая до сих пор украшает Флоренцию своим легким силуэтом, контрастируя с могучим куполом собора.

С конца XV в. начинается тяжелый период для Италии. Военные нападения северных городов на разделенную страну, которая теряла свое могущество, необходимость борьбы за независимость, выдвинули в искусстве на первый план идеи гражданской доблести, обязанности, подвига, образ прекрасного, сильного духом и телом героя, который поднялся над будничностью. В этот период наступает короткий " золотой век " итальянского Возрождения, так называемый Высокий Ренессанс. Его искусство отказывается от подробностей, незначительных деталей во имя обобщенного образа. И, естественно, творцами такого искусства могли стать истинные титаны.

Одним из них был Леонардо да Винчи. Он жил во многих городах Италии: Флоренции, которая была не очень радушной к художнику в начале его пути, в Милане, Мантуи, Венеции. Снова во Флоренции. Закончил свои дни во Флоренции.

Он знал анатомию, музыку, геометрию, мелиорацию, лингвистику и т. д. Когда Леонардо предложил свои услуги герцогу в Милане, он, прежде всего перечислил свои навыки воинского инженера (строителя мостов, фортификатора, судостроителя), мелиоратора, зодчего, а уже потом скульптора и живописца. Леонардо посвятил всю свою жизнь научным исследованием. В искусстве он тоже ставил опыты, делал наблюдения, расчеты, экспериментировал. Через перспективу выходил в сферу оптики и физики, через проблемы пропорций - в анатомию и математику и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5


Поэтический мир и миф
В следующих книгах «Версты» и «Ремесло», обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам Александру Блоку, Анне Ахматовой, Софии Парнок, посвященных историческим лицам или ...

Стратфорд. Отъезд в Лондон
Родился в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Предки Шекспира в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. 1568-69 — годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая в Стратфорде была отменной, и начат ...

Мир земной и мир небесный в повести Л. Петрушевской
«Три путешествия, или Возможность мениппеи» Здешнее и потустороннее, реальность и метареальность у Л. Петрушевской находятся в диффузном состоянии. Поскольку в центре внимания оказываются мистические переходы из одного «царства» в другое, основным конструктивным элементом становится мотив путешествия. В этом смысле концептуальной предс ...