Культура итальянского Возрождения:
Страница 4

Первое большое произведение миланского периода - " Мадонна в скалах " (или "Мадонна в гроте "). У него уже в полной мере проявились черты стиля Леонардо. Композиция логическая, точно выверенная. Фигуры мадонны и ангела излучают покой, но вместе с тем и определенную таинственность, вызовут тревожное чувство, что подчеркнуто фантастическим видом самого грота и пейзажем. По сути, это уже не просто пейзажный фон, а определенная среда проживания персонажей. Созданию этой среды оказывает содействие и то особое качество живописи Леонардо, которая получила название " сфумато ": все предметы обвитые легкой кисеей, которая смягчает контуры, образовывает светлую специфическую атмосферу. Недорого вам предлагаем garganta будет стоить недорого.

Высочайшим достижением Леонардо да Винчи была роспись стены трапезной монастыря Санта - Мария делла Грация на сюжет " Тайной вечери". Христос в последний раз встречается за ужином со своими учениками, чтобы объявить им о предательстве одного из них: " Истинно говорю вам, один из вас предаст меня ". Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати на его слова: очень сдержанный, но преисполненный внутренней напряженности. Художник много раз изменял композицию, и в основу ее положил математические расчеты. И при этом главным его интересом остались характеры, темпераменты, индивидуальности.

Леонардо во многом остался на позициях искусства кватроченто, так никогда и не признав стремления молодых современников к синтезу и обобщения явлений природы, к типизации человеческого образа. Леонардо усматривал в человеческом теле жилье души человека, а в манере поведения, мимике, гримасах отображения душевных порывов, прекрасных или безобразных. Исследователю итальянского искусства эпохи Возрождения М. Дворжаку належит такая оценка творчества Леонардо: "Это психологическая живопись, воплощение душевных процессов, неизвестное предшествующему искусству. Оно опирается на таком самом познании человеческого характера, которое один из величайших писателей в Италии, Макиавелли, в одно и то же время положил в основу своего " Государя ", - воплощение, которое объясняет значащие, трагические и бурные события человеческой жизни не внешними, материальными

обстоятельствами или вмешательством сверхъестественным сил, а влиянием психических особенностей самого характера. Так был проложен путь, который вел в литературе к трагедии характеров - к Шекспиру и дальше к Гете и Шиллеру ".

Судьба "Тайной вечери " трагическая. Леонардо сам был причиной осыпания стенописи, так как проводил опыты с красками, смешивая темперу с маслом. Со временем в стене были пробиты двери, и в трапезную начали проникать влага и пар. В конце XVIII в. бонапартисты, которые ворвались в Италию, устроили в трапезной конюшню, склад сена, а потом тюрьму. Во время второй мировой войны в трапезную попала бомба - и стена лишь чудом уцелела. В 50 - х г. роспись была фундаментально реставрирована.

Гасконские арбалетчики в 1449 г. расстреляли и конный памятник Франческо Сфорца, что в начале 90 - х г. Леонардо завершил в глине, но не успел вылить в бронзе.

Из живописных работ Леонардо одна из наизнаменитейших в мире - портрет Моны Лизы, жены купца дель Джокондо. О портрете написаны сотни страниц. Неопровержимо, это важнейшая ступень на пути развития ренессансной живописи. Портретный жанр завоевал достойное место рядом с картинами на религиозные и мифологические сюжеты. Портретам кватроченто было еще далеко до раскованности и ярко выраженной индивидуальности этого образа.

Величие Моны Лизы достигается уже самым сопоставлением ее сильно выдвинутой к краю холста фигуры с видимым, словно издали ландшафтом, заманчивым, неуловимым, будто фантастическим. Неуловимо и выражение лица Джоконды - в нем ум, проникновенность и тонкость. Ее глаза следят за зрителем, таинственная обольстительная улыбка может быть истолкована по-разному. В портрете подчеркнуто чувства собственной значимости, высокого права на самостоятельную духовную жизнь. При этом без единой натуралистической ноты достигается такое впечатление конкретности этого тела, которое дало возможность еще Вазари воскликнуть, что в углублении шеи Моны Лизы можно увидеть биения пульса.

Леонардо да Винчи был гением, который открыл новые горизонты в искусстве. Любой из оставленных ним произведений - это этап в развития культуры, а некоторые его научные открытия и прозрения представляют интерес и сегодня.

Слияние традиций античности и духа христианства получили ярчайшее проявление в творчества Рафаэля (Рафаэло Санти (Санцио), 1483 - 1520 гг.).

Он был счастливым художником. Много и напряженно работал, но творчество никогда не было для него горьким мучением. В своем искусстве он не ставил недосягаемой цели, а умел определить задачи. Это прирожденное чувство меры, естественная тяга к гармонии; все, что он хотел сказать людям, он успел передать в своих произведениях, хотя прожил лишь 37 лет. Его искусство было ясным, приподнятым, идеальным, в самом деле классическим. На протяжении пяты столетий не утихают дискуссии о Рафаэле: одни считают его творцом какой-то " вечной красоты ", другие делают его ответственным за рождение далекого от жизни академизма. Но следует помнить, что его творчество было выражением идеалов своего времени. В произведениях мастера ярко воплотились представление ренессансного гуманизма о свободном человеке, про ее физическое и духовное совершенство, про его особое место в окружающем мире.

Страницы: 1 2 3 4 5


Москва в творчестве А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина
Александр Грибоедов так же, как и Пушкин, родился и вырос в Москве. В комедии "Горе от ума" Грибоедов отразил быт и нравы московского барства, которое хорошо изучил, вращаясь в этих кругах. Еще в давние времена народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем страшнее ...

«Миф о Сизифе»- мощь несмиренного духа
Философский труд «Миф о Сизифе» убеждает, что в уста «постороннего», и Калигулы Камю вложил многие из ключевых мыслей предвоенной поры. На страницах этого пространного «эссе об абсурде» они, так или иначе, повторены и обстоятельно растолкованы, а под самый конец ещё и стянуты в тугой узел притчей – пересказом древнегреческих преданий о ...

Поэтика батализма в творчестве Державина
Исследователи справедливо писали о том, что Державин вы­ступил как разрушитель классицизма. Это проявилось прежде всего в размывании жанровой ограниченности стиля. Державин объединил традицию торжественно-хвалебной, исполненной па­фоса оды Ломоносова с камерным лирическим звучанием стихо­творений Сумарокова. Произошло слияние жанров оды ...