Культура итальянского Возрождения:
Страница 4

Первое большое произведение миланского периода - " Мадонна в скалах " (или "Мадонна в гроте "). У него уже в полной мере проявились черты стиля Леонардо. Композиция логическая, точно выверенная. Фигуры мадонны и ангела излучают покой, но вместе с тем и определенную таинственность, вызовут тревожное чувство, что подчеркнуто фантастическим видом самого грота и пейзажем. По сути, это уже не просто пейзажный фон, а определенная среда проживания персонажей. Созданию этой среды оказывает содействие и то особое качество живописи Леонардо, которая получила название " сфумато ": все предметы обвитые легкой кисеей, которая смягчает контуры, образовывает светлую специфическую атмосферу.

Высочайшим достижением Леонардо да Винчи была роспись стены трапезной монастыря Санта - Мария делла Грация на сюжет " Тайной вечери". Христос в последний раз встречается за ужином со своими учениками, чтобы объявить им о предательстве одного из них: " Истинно говорю вам, один из вас предаст меня ". Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати на его слова: очень сдержанный, но преисполненный внутренней напряженности. Художник много раз изменял композицию, и в основу ее положил математические расчеты. И при этом главным его интересом остались характеры, темпераменты, индивидуальности.

Леонардо во многом остался на позициях искусства кватроченто, так никогда и не признав стремления молодых современников к синтезу и обобщения явлений природы, к типизации человеческого образа. Леонардо усматривал в человеческом теле жилье души человека, а в манере поведения, мимике, гримасах отображения душевных порывов, прекрасных или безобразных. Исследователю итальянского искусства эпохи Возрождения М. Дворжаку належит такая оценка творчества Леонардо: "Это психологическая живопись, воплощение душевных процессов, неизвестное предшествующему искусству. Оно опирается на таком самом познании человеческого характера, которое один из величайших писателей в Италии, Макиавелли, в одно и то же время положил в основу своего " Государя ", - воплощение, которое объясняет значащие, трагические и бурные события человеческой жизни не внешними, материальными

обстоятельствами или вмешательством сверхъестественным сил, а влиянием психических особенностей самого характера. Так был проложен путь, который вел в литературе к трагедии характеров - к Шекспиру и дальше к Гете и Шиллеру ".

Судьба "Тайной вечери " трагическая. Леонардо сам был причиной осыпания стенописи, так как проводил опыты с красками, смешивая темперу с маслом. Со временем в стене были пробиты двери, и в трапезную начали проникать влага и пар. В конце XVIII в. бонапартисты, которые ворвались в Италию, устроили в трапезной конюшню, склад сена, а потом тюрьму. Во время второй мировой войны в трапезную попала бомба - и стена лишь чудом уцелела. В 50 - х г. роспись была фундаментально реставрирована.

Гасконские арбалетчики в 1449 г. расстреляли и конный памятник Франческо Сфорца, что в начале 90 - х г. Леонардо завершил в глине, но не успел вылить в бронзе.

Из живописных работ Леонардо одна из наизнаменитейших в мире - портрет Моны Лизы, жены купца дель Джокондо. О портрете написаны сотни страниц. Неопровержимо, это важнейшая ступень на пути развития ренессансной живописи. Портретный жанр завоевал достойное место рядом с картинами на религиозные и мифологические сюжеты. Портретам кватроченто было еще далеко до раскованности и ярко выраженной индивидуальности этого образа.

Величие Моны Лизы достигается уже самым сопоставлением ее сильно выдвинутой к краю холста фигуры с видимым, словно издали ландшафтом, заманчивым, неуловимым, будто фантастическим. Неуловимо и выражение лица Джоконды - в нем ум, проникновенность и тонкость. Ее глаза следят за зрителем, таинственная обольстительная улыбка может быть истолкована по-разному. В портрете подчеркнуто чувства собственной значимости, высокого права на самостоятельную духовную жизнь. При этом без единой натуралистической ноты достигается такое впечатление конкретности этого тела, которое дало возможность еще Вазари воскликнуть, что в углублении шеи Моны Лизы можно увидеть биения пульса.

Леонардо да Винчи был гением, который открыл новые горизонты в искусстве. Любой из оставленных ним произведений - это этап в развития культуры, а некоторые его научные открытия и прозрения представляют интерес и сегодня.

Слияние традиций античности и духа христианства получили ярчайшее проявление в творчества Рафаэля (Рафаэло Санти (Санцио), 1483 - 1520 гг.).

Он был счастливым художником. Много и напряженно работал, но творчество никогда не было для него горьким мучением. В своем искусстве он не ставил недосягаемой цели, а умел определить задачи. Это прирожденное чувство меры, естественная тяга к гармонии; все, что он хотел сказать людям, он успел передать в своих произведениях, хотя прожил лишь 37 лет. Его искусство было ясным, приподнятым, идеальным, в самом деле классическим. На протяжении пяты столетий не утихают дискуссии о Рафаэле: одни считают его творцом какой-то " вечной красоты ", другие делают его ответственным за рождение далекого от жизни академизма. Но следует помнить, что его творчество было выражением идеалов своего времени. В произведениях мастера ярко воплотились представление ренессансного гуманизма о свободном человеке, про ее физическое и духовное совершенство, про его особое место в окружающем мире.

Страницы: 1 2 3 4 5


Перерождение Достоевского и появление новых убеждений – это есть зарождение «почвенничества».
4 года Достоевский читает на каторге одну книгу – Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов – единственную книгу разрешенную в остроге. Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений». Четыре года страданий невыразимого, бесконечного явились поворотным моментом в духовной биографии Достоевского. ...

Неоднозначность и современность образа
Таким образом, несложно понять, что образ Дон Жуана весьма противоречив. Это объясняется тем, что Мольер, вопреки канонам классицизма, создал объективный образ вместо исключительно отрицательного, каким он был раньше. Дон Жуан Мольера – не абстрактный грешник, а человек со своими взглядами, несомненными недостатками, но и определенными ...

Литературоведение и наука
Как-то так получается, что вызывающие жаркие споры знаменитые произведения содержат такое количество противоречий и логических нестыковок, что впору ставить вопрос о способности их авторов правильно построить план произведения. Несмотря на это, высокая востребованность такой литературы со стороны читающей публики свидетельствует, что, н ...