Балладные песни
Страница 3

Он хорош, пригож, да в свете лучше нет.

Он сутул, горбат, да наперед покляп ,

И ноги кривы у его, глаза косы,

Русы кудри у Митрия онежские,

Еще речь у него да самоедская».

Еще тут ведь Митрию во слух пало,

Щой Васильевичу за беду стало,

Чтой за ту пало насмешку за великую. www.edumask.ru

(Статус жениха и невесты предполагал их определенные отношения. Невеста не могла дурно говорить о своем женихе. По-видимому, портрет жениха необъективен, таким хочет видеть его Домна, когда хулит. В этом эпизоде происходит столкновение героев, они вступают в противоречие.)

Воротился Митрий от заутрени,

Приходил он к Настасьюшке к Васильевне:

«Уж ты гой еси, сестричушка любимая!

Соберем-ка мы пир, да все девичий стол.

Попроси ты Домну Фалелеевну

На почестен пир да на девичий стол

Хлеба-соли есть да сладка меду пить.

Ты скажи, что Митрия-князя в доме нет,

Что Васильевича да не случилося:

Он ушел ведь в лес теперь полесовать,

За лисицами да за куницами,

Он за разными за мелкими за птицами».

(Пассивной помощницей и соучастницей Митрия выступает его сестра, с помощью которой он добивается встречи с Домной, чтобы поставить ее на место.)

Что первы послы к Домне на двор пришли:

«Добро жаловать, Домна Фалелеевна,

Еще к нашей Настасье к Васильевне

На почестен пир да на девичий стол

Хлеба-соли есть да сладка меду пить!

Еще Митрия-то князя в доме нет».

Что первы послы да со двора сошли,

Ай вторы послы к Домне на двор пришли:

«Отпусти ты, Софьюшка Никулична,

Свою дочерь, Домну Фалелеевну

На почестен пир, да на девичий стол,

Хлеба-соли есть да сладка меду пить!

Еще Митрия-то князя в доме нет,

Чтой Васильевича не случилося,

Не случилося, не пригодилося:

Он ушел ведь в лес да всю полесовать,

За лисицами да за куницами,

Он за разными за мелкими за птицами».

Что третьи послы к Домне на двор пришли:

«Добро пожаловать, Домна Фалелеевна,

Еще к нашей к Настасье всю к Васильевне

Хлеба-соли есть да сладку меду пить!»

(Приглашение повторяется с нарастанием, это усиливает напряжение, создает ощущение беды, грозящей Домне. По логике ее поведения она не должна идти в дом Митрия, если хулит его и не хочет выходить за него замуж).

Не спущает ей Софьюшка Никулична:

«Не ходи уж ты, Домна Фалелеевна,

На почестен пир да на девичий стол.

Я ночесь мало спала, да во сне видела:

Со белой груди скатился чуденной крест,

На правой руке распаялся все злачен перстень».

(Мотив вещего сна матери, которая чувствует беду, грозящую дочери и не хочет пускать ее в дом оскорбленного жениха).

Не послушалась Домна Фалелеевна.

Умывалась Домнушка белешенько,

Одевалась Домна наряднешенько,

Приходила к Настасьюшке Васильевне

На почестен пир да на девичий стол.

(Непокорность Домны матери ясна: она не слушает ее и принимает приглашение. Непонятно другое – почему она идет в дом Митрия, наряжаясь и прихорашиваясь, если не любит его и не хочет выходить за него замуж).

Вдруг зашла она в палаты белокаменны,

Открывала дубовы да двери на-пяту,

Она крест кладет да по-писаному

И поклон ведет да по-ученому,

Поклонилася на все четыре стороны.

А сидит тут Митрий во большом углу,

Князь Васильевич да во честном месте:

«Добро жаловать, Домна Фалелеевна,

Ко сутулому да ко горбатому,

Все к ногам кривым, к моим глазам косым,

Ко кудрям мои да все к онежскиим,

К поговорюшке да самоедския

Хлеба-соли исть да сладка меду пить!

Ты садись, проходи за дубовый стол».

(Речь Митрия, повторяющего хулу Домны, говорит о его гневе и желании унизить ее: проходи, садись за стол жениха, которого ты оскорбила. По логике развития сюжетного действия Митрий должен наказать дерзкую девушку. Есть варианты, где жених бесчестит или даже убивает непокорную невесту.)

Страницы: 1 2 3 4 5


Вергилий. Его дохристианские мотивы в творчестве и опыт для Данте по этому вопросу
Вначале поэмы происходит встреча Данте с Вергилием - встреча христианства и античности. Средневековые книжники, опираясь на фольклорную традицию, создали настоящий культ Вергилия – культ античного мудреца и предвестника христианства. В те дни, когда наш мир отмечен был Движеньем христианского сознанья, Той верой, что в народах разнос ...

Уровни гендерных художественных конфликтов
К концу XX века читателю представилась возможность получить художественную информацию о гендерных конфликтах в основном из произведений самих женщин, которые не только художественным творчеством, но и своей общественной деятельностью, как публицисты, защищают права женщин. Драматург и прозаик Мария Арбатова полагает, что «борьба женщин ...

Герой антиутопии.
Естественно, что личность, сформированная подобным общественным укладом, ощущает себя ничтожеством по сравнению с силой и мощью государства. Именно так оценивает своё положение главный герой в начале романа. Но Замятин изображает духовную эволюцию героя: от осознания себя микробом в этом мире Д-503 приходит к ощущению целой вселенной вн ...