Несказочная проза. Предания
Страница 1

1. ПРЕДАНИЕ О СМЕРТИ ОЛЕГА

И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «Отчего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь,- от него тебе умереть!» Запали слова эти в душу Олега, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков.

А когда вернулся в Киев, и прошло четыре года,- на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов, и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Не право говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его».

И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

Предание о Вещем Олеге, одном из первых русских князей, дошло до нас в составе древнейшей русской летописи «Повести временных лет .» Оно имеет несомненно народное происхождение и входит в цикл других летописных преданий об Олеге, в которых приводятся разные эпизоды из жизни князя, полной военных приключений и блестящих побед. В этом предании рассказывается о драматической гибели князя, любимца судьбы. Пренебрегнув предсказанием волхвов и кудесников (прорицателей и колдунов) и пытаясь избегнуть того, что ему предначертано судьбой, Олег погибает именно так, как ему было предсказано.

2. РАЗИН И МАСТЕР

В Саратове, когда на красный собор ставили кресты, в это время к берегу с Волги ехал на кошме Стенька Разин для того, чтобы посмотреть. Мастер, который ставил крест, увидал Стеньку сверху, и, видно, силой Божьей остановил Стеньку сажен на 50 от берега. Полость под Стенькой стала тонуть. Стенька бросил кошму и на руках доплыл до берега. Когда вышел на берег, то он волшебной силой узнал, кто это над ним пошутил, и в отместку мастеру устроил змея, и этот змей к ужасу всего народа, быстро пополз прямо наверх по канату, а потом обвился около той веревки, на которой был привязан мастер. Мастер взял топор и тяп по змею, веревку на себе и перерубил, затем следом за ударом топора полетел вниз и расшибся вдребезги.

Одноэпизодное историческое предание о Степане Разине, историческом деятеле второй половины XVII века. В нем присутствуют фантастические элементы: персонажи наделяются сверхъестественными способностями. В разинском цикле народных преданий образ его противоречив. Будучи есаулом шайки разбойников, Разин отказывается грабить бедноту, ссорится с атаманом Ураком и, убив его, становится во главе народного движения на Волге и Дону. Разин не жалеет сил для того, чтобы помочь обездоленным, обиженным и бесправным.

Другие предания отразили представления о нем как о еретике и отступнике от христианской веры. В Поволжье записано предание, объяснявшее, почему Разин потерпел поражение от царских войск: "Симбирск Стенька потому не взял, что против Бога пошел. По стенам крестный ход шел, а он стоит да смеется: "Ишь чем,- говорит,- испугать хотят!" Взял и выстрелил в святой крест. Как выстрелил, так весь своей кровью облился, а заговоренный был, да не от этого. Испугался и побежал".

3. ПЕТР ВЕЛИКИЙ И КУЗНЕЦ

Вот Петр Первый приезжает к кузнецу на лошади.

- Подкуй-ка мне коня!

- Можно,- говорит.

- Только сделай подкову хорошую!

Ну, вот кузнец занялся подкову делать. Сделал подкову и подает ему:

- Что, хороша будет эта подкова?

Петр Первый усмехнулся:

- Хороша, да не совсем.

- Почему не совсем?

- Она,- говорит,- слабая.

- Ну, не знаю,- говорит,- что она слабая.

Он берет в руки и разгинает эту подкову. Кузнец видит:

- Да, действительно слабая.

Берется работать вторую.

- Ну, а эта – хороша будет?

Он и говорит:

- Да так себе.

И эту разогнул. Он берется третью делать. Третья готова.

- Ну, этой, пожалуй, можно подковать.

Кузнец сделал четыре подковы и подковал. Петр Первый спрашивает:

- Сколько тебе за подкову?

- Четыре рубля.

Страницы: 1 2


«После России»
Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1912 году Марина Цветаева выходит замуж за Сергея Яковлевича Эфрона. В 1918-1922 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж Сергей Як ...

Структура новеллы "Превращение"
Часть первая. Теперь поговорим о структуре новеллы. Часть первую можно разделить на семь сцен, или сегментов: Сцена I. Грегор просыпается. Он один. Он уже превратился в жука, но человеческие впечатления еще мешаются с новыми инстинктами насекомого. В конце сцены вводится пока еще человеческий фактор времени. "И он взглянул на бу ...

Ранний готический роман
Населенные призраками пейзажи в «Оссиане», хаотические видения Уильяма Блейка, гротескные ведьминские пляски в поэме «Тэм О'Шэнтер» Бернса, жутковатый демонизм в «Кристобели» и «Старом мореходе» Колриджа, призрачное очарование в «Килмени» Хогга, более сдержанный подход к космическому ужасу в «Ламии» и многих других произведениях Китса – ...