Потешный фольклор. Словесные игры

66. КУРИЛКА

Играющие садятся рядом довольно близко друг от друга, и кто-нибудь из них зажигает тонкую лучину, и когда она хорошенько разгорится, то ее тушат и, пока огонь еще тлеет, передают из рук в руки до тех пор, пока не погаснет; тот, в чьих руках она потухнет, должен исполнить какое-либо приказание. Передавая лучину, все поют хором:

Жил-был Курилка,

Жил-был Душилка.

Уж у Курилки,

Уж у Душилки

Ножки маленьки,

Душа коротенька.

Не умри, Курилка,

Не умри, Душилка!

Уж у Курилки,

Уж у Душилки

Ножки маленьки,

Душа коротенька.

Жив, жив, Курилка,

Жив, жив, Душилка!

67. ЗАХАРКА

Малые дети зажигают каждый по лучине и, размахивая ими, вслед за старухой-пестуньей приговаривают:

Гори, гори жарко!

Приехал Захарка,

Сам на тележке,

Жена на кобылке,

Детки на санках,

В черных шапках.

Игра продолжается, пока не потухнут все лучинки или кто-либо из детей не обожжется и не заплачет.

68. В БАРЫНЮ

Играют двое (реже трое-четверо), садятся друг против друга, и ведущий начинает речитативом:

— К нам барыня пришла,

Голик принесла,

Голик да веник,

Сто рублей денег.

Она наказала,

Строго приказала:

Не смеяться, не улыбаться,

Губки бантиком не делать,

Черно с белым не носить,

«Да» и «нет» не говорить!

Вы поедете на бал?

— Поеду, конечно.

— А какое платье наденете: белое, черное?

— Голубое!

Что вы, что вы: сейчас это не модно,засмеют,

— Пусть засмеют!

— Что с вами? Вы больны?

— Нет, здорова!

Ведомый попал в «западню». Играющие меняются ро» лями, игра продолжается.

МОЛЧАНКИ

69.

Чок, чок,

Зубы на крючок,

А язык на палочку,

Молчок!

70.

Чок, чок,

Зубы на крючок!

Кто слово скажет,

Тому щелчок!

71.

Ехали цыгане,

Кошку потеряли.

Кошка сдохла,

Хвост облез.

Кто промолвит,

Тот и съест!

ПОДДЕВКИ

72.

— Хто?

— Дедушка Пыхто

Да бабушка Нихто!

73.

— Тебе поклон послала.

— Хто?

— Маша.

— Кака Маша?

— Свинья наша.

74.

— Скажи: медь.

— Медь.

— Твой отец — медведь!

75.

— Скажи: двести.

— Двести.

— Голова в тесте!

76.

Я буду рассказывать, а ты говори: «И я тоже .»

— Ладно.

— Пошли мы в лес.

— И я тоже.

— Вырубили корыто,

— И я тоже.

— Налили помои.

— И я тоже.

— Свиньи стали ись.

— И я тоже.

— А ты разве свинья?

77.

Тарин, барин, пощипай

Ехали на лодке.

Тарин, барин утонули —

Кто остался в лодке?

— Пощипай.

Затеявший игру щиплет своего партнера.

78.

— Что лучше: вишня или слива?

— Вишня.

— Пуговица лишня .

— Слива, слива!

— Пуговица счастлива .


Биография С.А. Есенина
Есенин Сергей Александрович 03.10.1895 - 28.12.1925 Родился в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос и воспитывался в семье деда по матери, редко общаясь с жившими врозь родителями. Ранние духовные впечатления оформляются в атмосфере глубокого народного православия. В то же ...

Сирень
Многие поэты, прозаики и художники воспели сирень в своих произведениях. (См. Приложение 6) А можно ли, например, изобразить сирень в обмороке? - Какая глупость! - ответят те, кто разучился удивляться. Но ведь "обморок" происходит от слова "морок", то есть наваждение. Художник Врубель передал, как из переливающихся ...

Гоголь
Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам—повести и роману. Первое значительное произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832 гг.) вводит читателя в мир народных преданий. Фантастика этой книги и ее беззаботно веселый тон имеют мало общ ...