Заключение
Страница 1

Лермонтов со свойственным гению знанием людей смог тонко разобраться в психологических свойствах самых близких людей, кровно с ним связанных, и определил каждому из них «свой адрес» в собственной душе и свое место в поэтическом творчестве. В одном из ранних стихотворений («1830 год. Июля 15-го») он написал: www.geoknow.ru

Зачем семьи родной безвестный круг

Я покидал? Все сердце грело там,

Все было мне наставник или друг,

Все верило младенческим мечтам.

В этих строках сформулировано значение семьи в его «первом мире», в его земной биографии. Во втором мире – творческом – семья предстает в других качествах.

Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что роль и влияние отца, матери и бабушки на творчество поэта было различным.

Бабушки поэта, вечной его спутницы, несмотря на то, что она сыграла одну из решающих ролей в жизни и судьбе поэта и очень много для него сделала, нет в его лирике. Частотный словарь языка Лермонтова не дает ни одного употребления этого и родственных ему слов в лирических произведениях поэта. А в юношеской драме «Люди и страсти» он «не пожалел для бабушки черной краски» и описал ее совсем с непривлекательной стороны. При этом Лермонтов не был неблагодарным внуком или черствым человеком. В одном из писем А.М. Верещагиной (1835 год) он, уже вполне взрослый молодой человек, офицером выпущенный в полк, написал: « Не могу выразить, как меня печалит отъезд бабушки. Перспектива в первый раз в жизни остаться одиноким меня пугает. Во всем этом большом городе не останется ни единого существа, которое мною искренне бы интересовалось .» То есть, Лермонтов прекрасно осознавал свою привязанность к бабушке. Однако Елизавета Алексеевна для него всегда была «прописана» в мире материальном, практическом, земном. И в поэтический мир своей души он ее не впустил.

С отцом у Лермонтова была глубокая связь и взаимопонимание. Причем, свидетельствуют об этом они оба: отец в «Завещании» на случай смерти, и сын в лирических произведениях. Однако стоит заметить, что в лирике поэт откликнулся лишь на смерть отца. В стихах 1831 ( в этом году умирает отец) и 1832 гг. «Я видел тень блаженства…», «Ужасная судьба отца и сына…» и «Эпитафия», Лермонтов очень точно передал свои душевные переживания. Потеря близкого и дорогого человека, с которым он был так долго несправедливо разлучен, глубоко ранила его чуткое сердце. В дальнейшем обращений к этой теме в лирике Лермонтова мы не находим.

Мать в жизни и творчестве поэта занимала особое место, несмотря на то, что она очень рано ушла из жизни (поэту было лишь три года) и зрительного образа в сознании поэта не оставила. Образ матери для Лермонтова стал целым комплексом ассоциаций, и связаны они были, прежде всего, со слухом: мелодией, песней. Источник таких ассоциаций – песня матери младенцу-сыну, о которой он помнил всю жизнь (см. дневниковую запись Лермонтова). Эта биографическая черта оформилась в творчестве поэта в непременный атрибут женских образов: первоначальную звуковую характеристику. Это становится у него неизменным принципом и в лирике, и в прозе. Также, говоря о матери, стоит заметить, что если отец упоминается в лирике Лермонтова раннего периода, бабушка практически совсем не встречается в произведениях, то комплекс материнских ассоциаций пронизывает творчество практически всех периодов. А это свидетельствует о том, что даже, несмотря на огромную пропасть, которую жизнь разверзла между матерью и сыном, и что они так мало успели узнать друг о друге, все же М.М. была для Лермонтова самым близким и дорогим человеком, с которым у него было именно духовное родство.

Страницы: 1 2


«Повесть о Петре и деве Февронии» (муромский князь и дочь бортника). Связь с устным народным творчеством
В сюжете «Повести», несомненно, отразились фольклорные черты: мотивы сказки о герое-змееборце и сказки о мудрой деве. Мудрость Февронии проявляется не только в том, что она исцеляет Петра и вынуждает князя жениться на ней. Как и у мудрой девы народной сказки, загадочны и непонятны окружающим ее речи. На требование Петра соткать ему из п ...

«Адресаты любовной лирики С. Есенина»
С самых ранних стихов в лирике Есенина – тема любви. Первоначально она звучала в произведениях фолклорно-поэтического, иногда стилизаторского характера, Например «Подражание песне»: Ты поила коня из горстей в поводу, Отражаясь, берёзы ломались в пруду. Я смотрел из окошка на синий платок, Кудри чёрные змейно трепал ветерок. Мне хот ...

Датировка анонимных изданий
Поскольку книги Анонимной типографии не имеют указаний на время, место и имя печатника, то только благодаря тщательному изучению бумаги, шрифтов и гравированных украшений, а главным образом датированных записей на сохранившихся экземплярах стало возможно точно определить время выхода их в свет. Установлено, что четыре книги из семи, на ...