Литература Запада и Востока
Страница 3

В произведениях китайских писателей наметилась общественная тема. Они рассматривали беды и несчастья человека не как следствия случая или рока, а как результат определенного несовершенства основ социального устройства (достаточно выявлена антифеодальная тенденция). Определенный демократизм (симпатия к беднякам, бедняки оказываются носителями народной мудрости), уважение к мудрецам (ученым) в романе "Неофициальная история Конфуцианцев" У Цзин-цзы (1701 - 1754) '.

В Японии в XVII столетии выделяется творчество Ихара Сай-каку (1642-1693), автора веселых шуточных стихов (рэнга) и романов из быта горожан ("История любовных похождений одинокой женщины", "История любовных похождений одинокого мужчины"). Новеллы японского писателя впервые переведены у нас в 1959 г. В японской поэзии наблюдается характерная для Востока созерцательность. Трехстишия хокку или хайку, очень музыкальные и лаконичные, создают в воображении читателя как бы мгновенные озарения. В них ассоциативность и недосказанность - одна из главных особенностей стиха. Мастер этой формы Мацуо Басе (1644-1694) имел в Японии огромный успех2.

Мы ограничимся здесь лишь этими краткими сведениями о литературах Востока XVII-XVIII веков. Обстоятельное освещение всех фактов мировой литературы в их взаимосвязях - дело будущего, дело коллективных усилий ученых и переводчиков. Приведем лишь в заключение слова академика Н.И. Конрада, горячего поборника идеи создания "Истории, мировой литературы": "Широкому читателю нашего времени теперь известны: Медея, Ромео и Джульетта, Фархад и Ширин, Петрарка, Ли Бо, Басе, Омар Хайям и очень многое другое. Но пусть молодой человек нашего времени знает не только Беатриче и Лауру, но и Ян Гуй-фей и Суламифь. Пусть звучит для него героика не только "Песни о Роланде", но и "Сказания о Тайра"3.

Страницы: 1 2 3 


Легенды
5. О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЫБЫ КАМБАЛЫ Когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве, что от нее родится божественный Искупитель, она сказала, что готова поверить истине его слов, если рыба, одна сторона которой уже была съедена, снова оживет. И в ту же минуту рыба ожила и была пущена в воду. Это однобокая камбала. Зоогоническая легенда. В ...

Освоение драматургии А.П. Чехова театрами Беларуси (1890-1980 гг.). Исторический экскурс
А.П.Чехов много работал для театра: драматический этюд "Калхас" ("Лебединая песня", 1887), пьесы "Иванов" (1887-1889), "Леший" (1889), переделана впоследствии в пьесу "Дядя Ваня" (1896-1897), "Чайка" (1896),"Три сестры" (1900-1901), "Вишневый сад"(1903) и мн ...

Художественные приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную характеристику
Последовательность функций действующих лиц приводит к однообразному построению сказок, а устойчивость функций - к единообразию сказочных образов. Однако действительное число персонажей не соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с н ...