Дуэль и смерть…
Страница 1

…Всё выходящее из обыкновенного порядка гибнет – Пушкин, Лермонтов впереди, а потом от А до Z многое множество, оттого, что они не дома в мире мёртвых душ.

Из дневника А.И. Герцена от 29 июля 1842 года

В последний раз пересёк Лермонтов всю Россию от Петербурга до предгорий Кавказа. Выехал из Москвы 23 апреля. По пути в полк. Вопреки строгим предписаниям начальства, Лермонтов свернул в Пятигорск. Здесь ему удалось получить разрешение остаться для лечения на водах. В Пятигорске в это время был большой съезд раненых и отдыхающих офицеров. Среди «водяного общества» оказался и Н.С. Мартынов, с которым Лермонтов когда-то учился в военной школе. Самовлюблённый, недалекий Мартынов бойко писал стихи и считал себя поэтом, ни в чём не уступающим Лермонтову. Внешне отношения между ними были приятельские, но втайне Мартынов завидовал Лермонтову и относился к нему недоброжелательно.

Лермонтов остроумно вышучивал заносчивого и обидчивого Мартынова. 13 июля 1841 года в доме Верзилиных в Пятигорске между Лермонтовым и Мартыновым произошло столкновение. Задетый эпиграммой и карикатурами Лермонтова, Мартынов вызвал его на дуэль. 14 июля Лермонтов уехал из Пятигорска в Железноводск. Дуэль состоялась в шестом часу вечера у подножия горы Машук во вторник 15/27 июля 1841 года. Секундантами были А.И. Васильчиков, А.А. Столыпин, М.П. Глебов, С.В. Трубецкой. Лермонтов не считал себя вправе отказаться от участии в дуэли, на предупреждал секундантов, что, как и при дуэли с де Барантом, выстрелит в воздух. Этих его слов Мартынову, видимо, не передали. Условия дуэли были тяжёлые: ничтожное расстояние между противниками, выбор пистолетов крупнейшего калибра, право трёх выстрелов, а не одного, как это всегда в таких случаях полагалось. На месте дуэли не было врача, хотя есть сведения, что, кроме секундантов, неподалёку в кустах присутствовали любопытные. Не позаботились даже об экипаже, в котором можно было бы отвезти в город пострадавшего. Лермонтов как будто сам шёл навстречу своей гибели и ничего не хотел сделать, чтобы условия дуэли были смягчены, чтобы Мартынов не мог воспользоваться явно предоставленными ему преимуществами. Мартынов быстро подошёл к барьеру, хотя отлично видел, что Лермонтов не целился и не собирался стрелять. Дуло его пистолета было направлено вверх, в сторону. Мартынов, прежде чем выстрелить, так долго целился, что секундант Столыпин не выдержал и крикнул: «Стреляйте же, или я разведу вас». Раздался выстрел. Лермонтов был убит наповал. Во время дуэли над Машуком разразилась гроза с сильным ливнем. Тело Лермонтова несколько часов лежало под дождём.

17/29 июля Лермонтов был погребён на Пятигорском кладбище при большом стечении народа, но без отпевания, так как духовенство не решилось хоронить по христианскому обряду убитого на дуэли. В апреле 1842 года прах Лермонтова был перевезён из Пятигорска в имение Е.А. Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии, туда, где прошли детские годы поэта; он похоронен там, рядом с могилами деда и матери в семейном склепе Арсеньевых.

Мартынова судили военным судом. При всей строгости закона, запрещающего дуэли. Николай I определил «майора Мартынова посадить в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию».

Страницы: 1 2


Похож ли Воланд на Мефистофеля? (Сравнительная характеристика двух демонов). Первое впечатление
Иногда первое впечатление может многое сказать о герое, поэтому оно очень важно для читателя и для автора. По появлению можно судить как о характере героя, так и о его самомнении, о месте, которое он занимает в определенной иерархии. Обратимся теперь к нашим демонам. Воланд и Мефистофель – два образа одного героя, но, тем не менее, с п ...

«Книга ни о чем» – книга об очень многом
Оказавшись за рубежом, за несколько лет до начала работы над романом об Арсеньеве Бунин, терзаемый положением изгоя, неверием в свои творческие возможности, попал в полосу творческого кризиса, вызванного явственным ощущением необходимости новых творческих импульсов. Эмиграция не только лишила его притока свежих впечатлений, но и обостри ...

Парадоксы Смерти
В художественном мире Во Смерть очерчена кругом представлений и ассоциаций, связанных с Игрой: ирония судьбы, насмешка судьбы, игра случая. Ивлин Во, облачая Смерть в художественную форму, не только парадоксальным образом отражает свой (общечеловеческий) страх перед хаосом, но и гармонирует при помощи “fiction” реальность, вносит в нее ...