Типография Ивана Фёдорова в Москве. Начало деятельности типографии И.Фёдорова
Информация о литературе » Начало книгопечатания в России » Типография Ивана Фёдорова в Москве. Начало деятельности типографии И.Фёдорова

Через несколько лет после издания первого «Евангелия» в 1Москве вышла книга, в которой указывалось место и время напечатания, имена не только печатников, но и издателей-заказчиков и даже излагались причины издания. Это был знаменитый первопечатный «Апостол» - первый труд московских мастеров Ивана Фёдорова и Петра Тимофеевича Мстиславца, выходца из Западной Белоруссии. «Апостол» был снабжён подробным послесловием. В нём сначала приводятся причины, вызвавшие необходимость изготовления печатных книг. Эти причины следующие: расширение территории, увеличение числа церквей, недостаток в книгах, неисправность текста рукописных книг. Далее сообщается о роли самого царя и митрополита Макария в создании типографии: «по повелению благочестивого царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария митрополита». Иван Васильевич «повелел на средства из своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны делателей» — Ивана Федорова, дьякона церкви Николы Гостунского в Кремле, и Петра Мстиславца (или как он сам называл себя в позднейших изданиях - Мстисловца): «для устройства печатного дела и для их собственных нужд».[13]

Это – первое свидетельство о начале русского книгопечатания. Оно ясно и вместе с тем запутано. В нём говорится «по повелению благочестивого царя и великого князя Иоанна Васильевича начали изыскивать мастерство печатания книг в год 61-й восьмой тысячи в з0-й год царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело».[14] По принятому в XVI веке в Москве счёту лет «от сотворения мира», 61-й год – это 1553, но тридцатый год царствования Ивана Грозного – 1563. Историки много спорили по поводу этих дат. Вопрос усложнялся тем, что в тексте послесловия Ивана Фёдорова странно, порой против смысла расставлены знаки препинания. Высказывалось предположение об опечатках. Могла быть ошибка в первой дате: не 61-й, а 71-й год был бы указан как дата «начала изыскивания» и 30-й год совпал бы и с этой первой датой, и с «устройством дома для печати» (эту точку зрения защищала А.С. Зернова). Другие исследователи считали, что ошибка могла быть в дате царствования Ивана IV. Надо было бы читать не «30-й год», а «20-й». Академик М.Н. Тихомиров первый указал, что путаница могла быть в знаках препинания (в тексте после 30-й год стоит точка), и что обе даты даны правильно: в 7061 году (1553) «начали изыскивать», в 30-й год царствования Иван Грозный повелел устроить дом для печатания. За этим выводом следует и А.А. Сидоров. Неясно, почему такие разные приёмы датировок использует Иван Фёдоров, но ясно, что между началом изыскивания и построением специального дома для печатания какое-то время должно было пройти. В том же 30-м году был начат печатанием «Апостол».


В Московском университете
…Опальный университет рос влиянием, в него, как в общий резервуар, вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоёв; в его залах они очищались от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова разливались во все стороны России, во все слои её. А.И. Герцен «Бы ...

Поэтические произведения
Первые труды Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при "Отчетах" в Академию Наук: французский перевод в стихах "Оды Фенелона" (1738) и оригинальная "Ода на взятие Хотина" (1739). В сущности, этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содерж ...

Пространство и вещь как философско-художественные образы
Изучая пространство, Бродский оперирует не Эвклидовыми «Началами», а геометрией Лобачевского, в которой, как известно, параллельным прямым некуда деться: они пересекаются. И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут, но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут, тут конец перспективы. Пространство для поэта бесконечно, но это ...