Лицейский период в жизни и творчестве А.С. Пушкина
Страница 5
Информация о литературе » Лицейский период в жизни и творчестве А.С. Пушкина

В журналах преобладал юмористический и сатирический материал. Здесь были смешные описания различных происшествий из лицейской жизни, письма, статьи и стихи лицейских прозаиков и поэтов, рисунки, карикатуры на профессоров, гувернеров и воспитанников. Издавали лицейские журналы воспитанники Корсаков, Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер.

«Пушкин, - вспоминал Иван Пущин, - потом постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и прочее».

Десять лет после выпуска Пушкин в Михайловском вспоминал:

Златые дни, уроки и забавы,

И черный стол, и бунты вечеров,

И наш словарь, и плески мирной славы,

И критику лицейских мудрецов.

В лицейской жизни Пушкина есть два, кроме многих других, примечательных событий, противоположных по своему смыслу и характеру, но единых по своему значению для понимания роли Лицея в дальнейшей творческой и человеческой – личной и социальной судьбе поэта.

Первое событие – благославление Державиным Пушкина на поэтическую стезю жизни, передача ему – представителю молодой русской поэзии творческой эстафеты от классиков отечественной литературы того времени.

Заканчивая свой «Гимн лироэпический на прогнание французов из отечества» (1813г.), Державин сознавал, что силы ему уже изменяют, и призывал молодых поэтов занять его место:

Младым певцам греметь

Мои вверяю ветхи струны…

Стихотворение Пушкина «Воспоминание в Царском Селе», которое Державин услышал на переводных экзаменах в Лицее в 1815г., явилось как бы непосредственным ответом на призыв старого поэта. В известном послании к Жуковскому Пушкин так отозвался о посещении Лицея Державиным:

И славный старец наш, царей певец избранный,

Крылатый гением и грацией венчанный,

В слезах обнял меня дрожащею рукой

И счастье мне предок, незнаемое мной.

Благославление Державина имело для юного Пушкина большое перспективное значение – оно раскрыло перед ним во всю ширь поэтический горизонты его будущего.

Юный поэт еще сильнее поверил в себя.

Второе событие отчетливо раскрыло бунтарский дух Пушкина-лицеиста, его непримиримость ко всему консервативному, казенному, бездушному, к любым, пусть даже и не очень значительным, покушениям на свободу и независимость личности. В этом смысле показательна победа Пушкина и его лицейских друзей над ярым представителем официальной, чиновничье-бюрократической педагогики, проводником мистицизма, «пиетизма», фанатизма – инспектором и надзирателем по учебной и нравственной части Мартыном Пилецким-Урбановичем. Именно Пушкин возглавил движение против инспектора, в результате которого он был изгнан из Лицея.

Отношения Пушкина с товарищами складывались непросто. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Сам Пушкин в «Онегине» вспоминал, что бывал очень разный:

Порой ленив, порой упрям,

Порой лукав, порою прям,

Порой смирен, порой мятежен,

Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив.

Неровности его характера всегда навлекали на него неприятности, особенно среди тех, кто тяготился его умственным превосходством. Лицеисты первые почувствовали его исключительность, одни радостно, другие с раздражением.

«В лицее его называли Французом, а если вспомнить, что он получил это прозвание в эпоху «нашествия галлов», то ясно, что этот титул заключил в себе мало лестного. Вспыльчивый до бешенства, вечно рассеянный, вечно погруженный в поэтические свои мечтания, с необузданными африканским страстями, избалованный с детства похвалою и льстецами, Пушкин ни на школьной скамье, ни после, в свете, не имел ничего любезного и привлекательного в своем обращении», - так писал лицеист Корф о знаменитом своем товарище юных лет.

Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. Кюхельбекер. Это была истинная дружба, вечно юная и вечно сильная, дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина.

Лучшим его другом был Дельвиг,

Товарищ юности живой,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Реализм во Франция и в Англии (литература и искусство в XIX в.)
К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей- реалистов. Они обличали стяжательство, ...

Третий период (1600-1609)
Однако вскоре фальстафовщина приелась Шекспиру. Есть что-то символизирующее творческое настроение самого Шекспира, когда он заставляет воцарившегося и вошедшего в сознание своих высоких обязанностей Генриха V отстранить от себя надеявшегося процвесть Фальстафа и безжалостно при всех сказать своему недавнему собутыльнику: «Я тебя не знаю ...

"Век живи - век люби"
Добролюбие - вот что привлекает в героях распутинских рассказов, в которых ищет и находит свое место гармония, какое-то неистребимое стремление к ладу с собою, с людьми, с природой. Может быть, это происходит и потому еще, что энергия доброты, излучаемая взрослыми, не только воспринимается, но и развивается затем детьми (впрочем, так же ...