Лицейский период в жизни и творчестве А.С. Пушкина
Страница 3
Информация о литературе » Лицейский период в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Известно, что такие стихи Пушкина, как «Деревня», «Вольность», «Кинжал», «К Чаадаеву», написанные им не без влияния идей и положений лицейского курса Куницына, распространялись в рукописных списках и имели большое значение для формирования идеологии декабризма.

Одно из первых мест среди лицейских педагогов по силе влияния на Пушкина и его товарищей после Куницына по праву принадлежит Н. Ф. Кошанскому, который преподавал русскую словесность, теорию поэзии, риторику и латинский язык.

Н. Ф. Кошанский кончил Московский университет, где изучал древнюю, классическую литературу и получил степень доктора философии и магистра изящных наук. Он был хороший преподаватель латыни и древней литературы, но к преподаванию русского языка и риторики Кошанский подходил как литературный старовер.

Кошанский долго не сдавался перед гением Пушкина, долго видел в нем не столько поэта, сколько проказливого, подчас заносчивого мальчишку. Трудолюбивый профессор риторики не сумел угадать в своем воспитаннике будущего законодателя русской словесности. А ученик не признавал за ним права учить литературному вкусу и тайнам стихосложения. Как противоположность легкой радости вдохновения Пушкин описывает тяжелые потуги ремесленника:

Сижу, сижу три ночи сряду

И высижу – трехстопный вздор…

Так пишет (молвить не в укор)

Конюший дряхлого Пегаса…

Служитель отставной Парнаса,

Родитель стареньких стихов…

Весь Лицей знал, о ком идет речь.

Иные отношения установились у Пушкина со вторым преподавателем словесности, с А. И. Галичем, который с весны 1814г. замещал, заболевшего Кошанского.

Галич учил без педантизма, без наставлений, без поучений, в живой беседе обостряя и направляя их любознательность.

В 1815г. Пушкин посвятил Галичу два послания, еще раньше упомянул о нем в «Пирующих студентах», с которых началась его лицейская популярность. Он совершенно запросто обращается со своим профессором философии: «Ты Эпикуров младший брат, душа твоя в бокале…», «Ленивец мой, любовник наслажденья…!», «О Галич, верный друг бокала и жирных утренних пиров… Тебя зову, мудрец ленивый, в приют поэзии счастливой». Это своеобразное обращение школьника к наставнику было в том же году напечатано в «Российском Музеуме». Только подписи Пушкина еще не было. Вместо нее стояли цифры 1…14-17.

Для характеристики того доверия и духовной близости, которым отличались отношения Галича с лицеистами и в особенности с Пушкиным, существенным является то обстоятельство, что «Воспоминание в Царском Селе», прочитанные юным поэтом в присутствии Державина и других корифеев русской поэзии и науки 8 января 1815г. на экзамене по словесным дисциплинам при переводе на старший курс, были написаны под непосредственным влиянием этого доброго наставника, предложившего своему ученику идею и общий замысел знаменитого стихотворения.

Когда Галич ушел из Лицея, Пушкину не хватало его. Он звал его обратно в Царское Село.

Оставь же город скучный,

С друзьями съединись

И с ними неразлучно

В пустыне уживись.

Беги, беги столицы,

О Галич мой, сюда!

И все к тебе нагрянем –

И снова каждый день

Стихами, прозой станем

Мы гнать печали тень.

Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. В 1830г. Пушкин писал: «… Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать с того же времени».

В те дни – во мгле дубровных сводов

Близ вод, текущих в тишине,

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась – Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт.

В Лицее начинается сознательная жизнь Пушкина и сама история его творчества. Именно здесь в поэзии Пушкина открываются первые богатства – идейные и эстетические.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


«Повесть о Карпе Сутулове»
Древнерусская новелла, появившаяся на Руси на рубеже XVII и XVIII вв. Она привлекала читателей занимательным сюжетом, близким к народной сказке. Богатый купец Карп Сутулов, отправляясь по торговым делам в Литовскую землю, просил своего друга богатого купца Афанасия Бердова снабдить его жену Татьяну деньгами, если ей не хватит их до прие ...

Жизнеописание князя Святополка
Образ Святополка специфичен. Греховность Святополка не только предопределена его функцией агиографического героя-злодея, но изначально присуща ему. Святополк – злодей по своей природе, он отмечен «дьявольской печатью» от рожденья. Святополк рожден от монахини-гречанки, которую привел на Русь и отдал в жены («красоты ради лица ея») сыну ...

Художественные приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную характеристику
Последовательность функций действующих лиц приводит к однообразному построению сказок, а устойчивость функций - к единообразию сказочных образов. Однако действительное число персонажей не соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с н ...