Некрасов Н.А. - народный поэт
Страница 11
Информация о литературе » Некрасов Н.А. - народный поэт

Не вашей подлой хворостью,

Не хрипотой, не грыжею —

Болезнью благородною,

Какая только водится

У первых лиц в империи,

Я болен, мужичье!

………………………………….

За стулом у светлейшего

У князя Шереметьева

Я сорок лет стоял,

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал, www.psychonia.ru

Напитки иностранные

Из рюмок допивал .

(Кому на Русь жить хорошо)

С таким же совершенством Некрасов воспроизводил канцелярскую, чиновничью речь:

Частию по глупой честности,

Частию по простоте

Пропадаю в неизвестности,

Пресмыкаюсь в нищете.

.

Все такие обстоятельства

И в мундиришке изъян

Привели его сиятельство

К заключенью, что я пьян.

(Филантроп)

Такие слова, как «обстоятельства», «частию», «привели к заключению», заимствованные из казенных бумаг, стилистически окрашивают у Некрасова чиновничью речь, которую поэт начал воспроизводить езде в ранних стихах, относящихся к 1840—1845 годам.

Характерна в поэзии Некрасова и речь всевозможных церковников — от попа до мелкого дьячка:

.счастие не в пажитях,

Не в соболях, не в золоте,

Не в дорогих камнях. — А в чем же?

«В благодушестве!

Пределы есть владениям

Господ, вельмож, царей земных,

А мудрого владение —

Весь вертоград Христов! »

(Кому на Руси жить хорошо)

Это типическая речь церковного служки, которая ха­рактеризуется не только такими словами, как «пажити», «вертоград», «благодушество», «земные цари» и т. д., но и своей интонацией, своим грамматическим строем.

Совсем другая окраска придана Некрасовым речи биржевиков, спекулянтов, банковских и железнодорожных дельцов.

Плод этой меры в графе дивиденда

Акционеры найдут;

На сорок три с половиной процента

Разом понизился труд,—

говорит один из персонажей его сатиры «Современни­ки». Все это показывает, с какой замечательной точ­ностью поэт воспроизводил в своем творчестве стилисти­ческие особенности речи, свойственные отдельным общественным группам, существовавшим в тогдашней России.

В каждом данном случае Некрасов производил строгий отбор слов и словесных конструкций для характеристики того или иного лица, являющегося типичным представителем определенного социального строя,

Здесь языковое богатство Некрасова кажется почти неисчерпаемым.

Особенно пристально изучал он в течение всей своей жизни народную речь. Он знакомился с нею не только «по наслуху» — во время своих скитаний по русским деревням и селениям. Он пристально читал всевозможные книги, где были собраны произведения устного народного творчества; песни, причитания, загадки, пого­ворки, пословицы и т. д.

Следы этого изучения встречаются в его поэзии нередко. Например, та часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая носит заглавие «Крестьянка» в зна­чительной мере основана на песнях даровитой скази­тельницы Ирины Федосовой, собранных в 1872 году известным ученым Е. В. Барсовым («Причитания Северного края»).

При этом необходимо отметить, что всякий раз, когда Некрасову случалось встретить в фольклорном тексте какое-нибудь областное слово, не входящее в общенациональную речь, он почти всегда отвергал его и заменяв таким, которое было доступно для каждого русского»

В центре своей поэзии Некрасов поставил крестьянина. Больше всего стихов написано им о деревне. Поэт был далек от огульного восхваления крестьян: он видел их темноту, их забитость, порожденную тысячелетней не­волей, и не скрывал от себя, что в их среде есть вели­кие грешники» — Глебы, Калистраты и Власы. Но имен­но потому, что Некрасов был органически связан с народными массами, он знал, как неисчерпаемы силы народа. Оттого-то таким оптимизмом проникнуты его ве­щие строки о том «широком пути», к которому «рано или поздно» пробьется талантливый русский народ:

ни работою,

Ни вечною заботою,

Ни игом рабства долгого,

Ни кабаком самим

Еще народу русскому

Пределы не поставлены.

Пред ним широкий путь.

О тех людях, что чуждаются народа и не видят его нравственных сил, он говорил как об отщепенцах и вы­родках :

Разумной-то головушке

Как не понять крестьянина?

А свиньи ходит по земи —

Не видят неба век!

Даже рабство, по убеждению Некрасова, не могло со­крушить нравственную силу крестьян:

В рабстве спасенное

Сердце свободное —

Золото, золото

Сердце народное!

Так как весь крепостнический строй держался чудо­вищным лицемерием и ханжеством тогдашних хозяев жизни. Некрасов считал своим долгом разоблачать их «всероссийскую ложь», срывать с них всякие благовидные маски, обнажая «под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помещика его хищные интересы». Этому «срыванию масок» посвящены такие стихотво­рения Некрасова, как «Современная ода», «Секрет» и др.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12


«Житие Феодосия Печерского»
«Житие Феодосия», хотя и являлось по существу первым русским житием, сообщило завершенность биографическому жанру. Рассказ о человеке ведется в этом произведении путем выделения только некоторых моментов его жизни: тех, в которых он достигает как бы наивысшего своего самопроявления. Из «Жития» мы узнаем многое об окружающем его бытии и ...

«Апостол» Ивана Фёдорова
Подобно «Библии» Франциска Скорины, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца замечательнейший памятник печатной книги. «Апостол» 1564 года - это первая книга, вышедшая в Москве с полными выходными сведениями, благодаря которым известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России. По оформлению «Апостол» представляет соб ...

«Архипелаг ГУЛАГ» как опыт художественного исследования
Внебрачное наследие ГУЛАГа, дитя единокровное - общага. Раскрыла пасть на трассе Усть-Улима. Как ни крути, а не проехать мимо. Гром и литавры бесконечной стройки, целинные былинные края. Фанерной стенкой стиснутые койки. Одна из них, из десяти, моя. А на соседней, с Панькой Волосатой, живет подросток из породы статуй. Сильно ...