Образы моря и паруса в прозе М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова "Вадим" и "Княгиня Лиговская"
Страница 1
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в прозе М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова "Вадим" и "Княгиня Лиговская"

Не только лирике М.Ю.Лермонтова были присущи образы моря и паруса. Встречаем мы их и в романах писателя, как неоконченных, юношеских, так и в венце прозаического творчества М.Ю.Лермонтова – романе "Герой нашего времени".

В прозе М.Ю.Лермонтова тесно переплелись романтические мотивы и реализм. Образы моря и паруса более тяготеют к романтизму. "Романтизм М.Ю.Лермонтова звал людей "вперед и выше", раскрывал красоту и величие мира, искал гармонии, не достававшей обществу, в "гармонии вселенной, в симфонии стихийных сил мироздания, в музыке сфер, утверждал причастность человека жизни, природы. Взгляд романтика устремлен поверх всего будничного, обыденного, повседневного в заоблачные дали, к звездному небу. Он погружает взор в глубины моря, ловит отражения неба – в море и моря – в небе ( Жуковский, Тютчев), измеряет неведомые дали и недоступные горизонты, возносится в к выси гор" [Уманская, 1971,118].

Образы моря и паруса мы замечаем на страницах неоконченного юношеского романа "Вадим". "Работа над "Вадимом" датируется довольно широко и неопределенно: 18321834 гг." [Удодов, 1973, 156]. Следовательно, М.Ю.Лермонтов уже видел море своими глазами, и знал не только по произведениям поэтов-романтиков, но в "Вадиме" образ моря еще является романтическим символом. Это подтверждает и тот факт, что действие романа разворачивается в Пензенской губернии, где нет реального, настоящего моря, образ этой стихии появляется вместе с одним из героев.

"Рукопись незаконченного юношеского романа "Вадим" представляет собою, вероятнее всего, черновой вариант, так и не доведенный поэтом до завершения. Роман писался, чувствуется, по довольно тщательно разработанному плану, детализировавшемуся, но не подвергавшемуся сколько-нибудь значительным изменениям в процессе написания. Поэт не стремился тут к окончательной стилистической завершенности текста. Тем характернее его настойчивая работа над точностью и выразительностью языка" [Удодов, 1973,156]. Значит, малейшее упоминания моря или паруса не случайны. Рассмотрим их и выясним, каково их символическое значение.

Образ паруса в романе "Вадим" встречается лишь однажды, в пятой главе: "… сидя за работой, Ольга часто забывала свое шитье и наблюдала синие странствующие воды и барки с белыми парусами и разноцветными флюгерами. Там люди вольны, счастливы!"

"Белые паруса" становятся символом свободы, которой, по сути, была лишена Ольга. Девушка завидует людям, которые "каждый день видят новый берег – и новые надежды!" Для Ольги "белые паруса" олицетворяли свободу жить, как хочется, любить, надеяться, абсолютную свободу личности.

"Парус" сочетается с эпитетом "белый", что было характерно и для поэзии М.Ю.Лермонтова. Помимо символического, парус имеет и прямое значение "снасть корабля". Пейзаж помогает лучше понять личность Ольги, отражает ее стремления к свободе и счастью.

Образ моря встречается в романе "Вадим" значительно чаще. Именно морю главный герой уподобляет свою душу. Он говорит Ольге: "… Перед тобой я могу обнажить странную душу мою: ты не слабый челнок, не способный переплыть это море, волны и бури его тебя не испугают; ты рождена посреди этой стихии; ты не утонешь в ее бесконечности! "

Бунтующая, демоническая душа Вадима действительно подобна волнующемуся морю; порывы души главного героя родственны морским волнам в бурю, а глубина чувств Вадима может быть равна морским глубинам, "бесконечности" морской стихии. Главный герой романа был полон ненависти, как море воды. Желание отомстить за отца вызывало в его душе бурю. Ольга – кровная сестра Вадима, и он считал душу девушки родственной себе. В этом фрагменте романа море – символ бунтующей души.

Страницы: 1 2


Утопия
Помните, какую игру придумал брат Л.Н. Толстого Николенька для своих младших братьев? Он объявил им, "что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейн ...

Фантазия и реальность в новелле "Превращение"
Как бы тонко и любовно ни анализировали и ни разъясняли рассказ, музыкальную пьесу, картину, всегда найдется ум, оставшийся холодным, и спина, по которой не пробежит холодок, " . воспримем тайну всех вещей" [5, с.214],-печально говорит себе и Корделии король Лир, - и таково же мое предложение всем, кто всерьез принимает искусс ...

Ранний готический роман
Населенные призраками пейзажи в «Оссиане», хаотические видения Уильяма Блейка, гротескные ведьминские пляски в поэме «Тэм О'Шэнтер» Бернса, жутковатый демонизм в «Кристобели» и «Старом мореходе» Колриджа, призрачное очарование в «Килмени» Хогга, более сдержанный подход к космическому ужасу в «Ламии» и многих других произведениях Китса – ...