Образы моря и паруса в прозе М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова "Вадим" и "Княгиня Лиговская"
Страница 1
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в прозе М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова "Вадим" и "Княгиня Лиговская"

Не только лирике М.Ю.Лермонтова были присущи образы моря и паруса. Встречаем мы их и в романах писателя, как неоконченных, юношеских, так и в венце прозаического творчества М.Ю.Лермонтова – романе "Герой нашего времени".

В прозе М.Ю.Лермонтова тесно переплелись романтические мотивы и реализм. Образы моря и паруса более тяготеют к романтизму. "Романтизм М.Ю.Лермонтова звал людей "вперед и выше", раскрывал красоту и величие мира, искал гармонии, не достававшей обществу, в "гармонии вселенной, в симфонии стихийных сил мироздания, в музыке сфер, утверждал причастность человека жизни, природы. Взгляд романтика устремлен поверх всего будничного, обыденного, повседневного в заоблачные дали, к звездному небу. Он погружает взор в глубины моря, ловит отражения неба – в море и моря – в небе ( Жуковский, Тютчев), измеряет неведомые дали и недоступные горизонты, возносится в к выси гор" [Уманская, 1971,118].

Образы моря и паруса мы замечаем на страницах неоконченного юношеского романа "Вадим". "Работа над "Вадимом" датируется довольно широко и неопределенно: 18321834 гг." [Удодов, 1973, 156]. Следовательно, М.Ю.Лермонтов уже видел море своими глазами, и знал не только по произведениям поэтов-романтиков, но в "Вадиме" образ моря еще является романтическим символом. Это подтверждает и тот факт, что действие романа разворачивается в Пензенской губернии, где нет реального, настоящего моря, образ этой стихии появляется вместе с одним из героев.

"Рукопись незаконченного юношеского романа "Вадим" представляет собою, вероятнее всего, черновой вариант, так и не доведенный поэтом до завершения. Роман писался, чувствуется, по довольно тщательно разработанному плану, детализировавшемуся, но не подвергавшемуся сколько-нибудь значительным изменениям в процессе написания. Поэт не стремился тут к окончательной стилистической завершенности текста. Тем характернее его настойчивая работа над точностью и выразительностью языка" [Удодов, 1973,156]. Значит, малейшее упоминания моря или паруса не случайны. Рассмотрим их и выясним, каково их символическое значение.

Образ паруса в романе "Вадим" встречается лишь однажды, в пятой главе: "… сидя за работой, Ольга часто забывала свое шитье и наблюдала синие странствующие воды и барки с белыми парусами и разноцветными флюгерами. Там люди вольны, счастливы!"

"Белые паруса" становятся символом свободы, которой, по сути, была лишена Ольга. Девушка завидует людям, которые "каждый день видят новый берег – и новые надежды!" Для Ольги "белые паруса" олицетворяли свободу жить, как хочется, любить, надеяться, абсолютную свободу личности.

"Парус" сочетается с эпитетом "белый", что было характерно и для поэзии М.Ю.Лермонтова. Помимо символического, парус имеет и прямое значение "снасть корабля". Пейзаж помогает лучше понять личность Ольги, отражает ее стремления к свободе и счастью.

Образ моря встречается в романе "Вадим" значительно чаще. Именно морю главный герой уподобляет свою душу. Он говорит Ольге: "… Перед тобой я могу обнажить странную душу мою: ты не слабый челнок, не способный переплыть это море, волны и бури его тебя не испугают; ты рождена посреди этой стихии; ты не утонешь в ее бесконечности! "

Бунтующая, демоническая душа Вадима действительно подобна волнующемуся морю; порывы души главного героя родственны морским волнам в бурю, а глубина чувств Вадима может быть равна морским глубинам, "бесконечности" морской стихии. Главный герой романа был полон ненависти, как море воды. Желание отомстить за отца вызывало в его душе бурю. Ольга – кровная сестра Вадима, и он считал душу девушки родственной себе. В этом фрагменте романа море – символ бунтующей души.

Страницы: 1 2


Рафаэль и «шагреневая кожа»
В 1831 году Бальзак завоевывает еще большую известность небольшим романом «Шагреневая кожа». Можно ли назвать его фантастическим? В этом произведении действует волшебный символ — кожа, которая исполняет все желания своего владельца, но при этом сокращает его жизнь соответственно силе желания . История Рафаэля, одинокого и бедного молодо ...

Поэт и время
Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. Всегда кипит и зреет что-нибудь В моём уме. М.Ю. Лермонтов «1831-го июня 11 дня» Более ста шестидесяти лет прошло со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Давно уме ...

Примеры типичных новеллистических сказок
К относятся истории об одураченном барине, о барыне, обманутой хитрым крестьянином, о богатом хозяине, нанявшем работника, а также сказки об отношениях богатых, господ и бедняков, крепостных. «Барин и плотник». Вынес мужик на базар гусака. Видит—идет барин. «Купи, барин, гусака». — «А что стоит?» Заломил мужик цену. Рассердился барин. ...