Детство и семья писателя.
Страница 1

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года, в семье врача московской больницы для бедных, на Божедомке. Родители сначала жили в правом флигеле, а через два года, после рождения будущего писателя, заняли левый флигель, в котором теперь находится музей Достоевского.

Внутреннее убранство небольшой казённой квартиры коллежского советника, штаб-лекаря, было очень скромным. Семья, со временем разросшаяся до девяти человек, ютилась в двух комнатах с передней. Была ли семья бедной? Обычно бедность – основной мотив всех рассказов о жизни Достоевского в детстве. Отец дослужился до личного дворянства. Имел частную практику. Прислуживали няня, две горничные; была кухарка, кучер и лакей; когда рождались, дети нанимали кормилиц. Держали четырёх лошадей, и, если маменька «выезжала», лакей стоял на запятках. У матери была зажиточная московская родня (мать происходила из богатого купеческого рода Нечаевых). Особенно была богатой её сестра, тётка писателя, Александра Фёдоровна Куманина. Сами бездетные Куманины помогли воспитывать сестёр Достоевского и выдали их всех замуж с приданым; Фёдор Михайлович в 1844 году получил от Куманиных долю наследства – десять тысяч, которые помогли ему оставить службу и заняться писательством. Семья была большая. Кроме Фёдора, был ещё старший его брат, Михаил, с которым они сдружились духовно. Кроме брата, в среде родных никто не понимал Фёдора Михайловича, все прожили заурядной жизнью, даже не догадываясь, каким гениальным он был.

В раннем детстве у Достоевского была своя «няня», Алёна Флоровна, прожившая потом в семье как родная. Она и особенно кормилица, а потом «лапотница» Лукерья умели усладить воображение юных слушателей о чудесах Жар-птицы, о подвигах Алёши Поповича, о Синей Бороде, о лубочном Еруслане Лазаревиче. Потом началось самостоятельное чтение. Достоевского, ещё «почти младенца», поразила книга «Сто четыре священных истории Ветхого и Нового Завета» (1819).

14-летним мальчиком Достоевский попадает в одно из лучших частных учебных заведений Москвы, пансион Чермака, по окончанию которого (1837) отец отправляет его для продолжения образования в Петербург, в Главное инженерное училище. И 16 января 1838 года Фёдор Достоевский был зачислен в Инженерное училище, помещавшееся в Михайловском замке, бывшем дворце Павла 1, где последний был убит. Из дружной, любящей семьи Фёдор попал в военное учебное заведение, где, например, новичков, или «рябцов», как их называли, нередко истязали воспитанники старших классов.

В чужой среде Достоевский замкнулся. Замкнутости и уединённости Достоевского в училище способствовало не только раннее предчувствие им своего писательского предназначения, но и страшное известие, полученное им летом 1839 года: крепостные крестьяне имения в Даровом убили в поле Михаила Андреевича Достоевского. Это известие потрясло юношу. Ведь совсем недавно умерла мать. После смерти отца жизнь Достоевского в училище становится мучительнее с каждым днём.

В 1841 году в феврале Д. сдает экзамен на чин прапорщика полевых инженеров, а 5 августа того же года последовал приказ о производстве Достоевского из кондукторов в нижний офицерский чин – полевые инженеры-прапорщики. Это был какой-то проблеск свободы, так как прапорщики-офицеры могли жить уже не в стенах Инженерного замка, а на частной квартире. После этого последовали частые смены квартир, причем почти все они в угловых домах, - привычка, сохранившаяся у Достоевского на всю жизнь. Но даже проживание на частной квартире не дает полной свободы, возможности заняться только литературным трудом, и в письмах к Брату снова вечные жалобы на тяготы службы.

Страницы: 1 2


Жизнь и творчество испанского писателя Сервантеса Сааведра
Сервантес Сааведра, Мигель (29.06.1547-26.04.1616г.г.) испанский писатель Отец, дон Родриго де Сервантес Сааведра, обедневший идальго, зарабатывающий на жизнь как вольнопрактикующий врач. Мать, донья Леонора из рода Кортинас, к тому времени разоренного. В семье было четверо детей: дочери Андреа и Мадалена, сыновья Мигель и Родриго. В п ...

Художественные модели гендерного поведения героев
Рассмотрение доминант внутреннего мира героини / героя, естественно, продолжается анализом их поведения. В литературоведении уже отмечалось, что автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на существо, переживаний, мыслей, речи персонажей, но и на манеру совершения действий, то есть на формы поведения. Ав ...

Международные литературные связи
Симфоническое единство, о котором шла речь, «обеспечивается» всемирной литературе, прежде всего, единым фондом преемственности, также общностью стадий развития (от архаической мифопоэтики и жесткого традиционализма к свободному выявлению авторской индивидуальности). Начала сущностной близости между литературами разных стран и эпох имену ...