Героические страницы русской истории
Страница 3
Информация о литературе » Героические страницы русской истории

У другого писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева в повести “Сашка” мы встречаемся с еще одним молодым солдатом. Тяжелые будни войны не ожесточили душу, не обесцветили характер Сашки. Он вызывает симпатию, уважение к себе своей добротой, участливостью, гуманностью. Это те самые черты характера, которые всегда были присущи русскому народу: “И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем… Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет – хлопнет по дороге! Сашке как-то даже не по себе стало… Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться”.

Но лучшим рассказом о той поре, о судьбе русского солдата я считаю произведение Михаила Шолохова, Лауреата Нобелевской премии, - “Судьба человека”.

Из самых глубин народного горя появился полный скорби, сострадания и неиссякаемой веры в силу и нежность людской души этот рассказ.

Судьба простого русского солдата Андрея Соколова – одна из страшных человеческих жизней, искалеченных войной. Все у него было до войны: любимая жена, дети, своя хата, свой кусок хлеба, заработанный честным трудом. И все это умертвила, развеяла по ветру война.

Андрей Соколов говорит: “Мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше”. Но самое ужасное, что ему довелось испытать, - это бесконечные унижения, издевательства, голод и побои в фашистском плену.

При этом Соколов умудрился сохранить активность позиции. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. Чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов - надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. Стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено. Однако несчастья одно за другим не смогли сломить и убить в нем живую душу.

Выстоял, все вынес русский солдат Соколов. Казалось бы, должна была зачерстветь и ожесточиться измученная его душа. “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?” Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке”, - рассказывает солдат.

Соколов после войны встретил на дороге мальчишку и назвался его отцом. Отогрел бывший солдат сироту, появились смысл и воля к жизни, побеждено горе. И его сердце ожило. Теперь сына надо поставить на ноги. "И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина".

Все страницы истории нашей страны писал и пишет русский народ. В мирное время каждый живет своими заботами, но случается беда с Родиной, и люди объединяются, как это было в 1185, в 1812, в 1941 годах.

Страницы: 1 2 3 


Дуэль и смерть…
…Всё выходящее из обыкновенного порядка гибнет – Пушкин, Лермонтов впереди, а потом от А до Z многое множество, оттого, что они не дома в мире мёртвых душ. Из дневника А.И. Герцена от 29 июля 1842 года В последний раз пересёк Лермонтов всю Россию от Петербурга до предгорий Кавказа. Выехал из Москвы 23 апреля. По пути в полк. Вопреки ...

Сатира 17 в. Социальная направленность повестей. Обличение судопроизводства (Повесть о Ерше Ершевиче), духовенства (Калязинская челобитная)
В 17 в. появился целый слой независимых от официальной письменности произведений, за которыми в литературоведении закреплен термин «демократическая сатира» («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная» и др.). Эти произведения написаны и прозой, часто ритмизованной. Они тесно связаны с фольклором и по своей художественной специфи ...

Время как философско-художественный образ
Поэт свидетельствует, что пространство для него действительно и меньше, и менее дорого, чем Время. Не потому, однако, что оно – вещь, тогда как Время есть мысль о вещи. Между вещью и мыслью всегда предпочтительнее последнее. Так устанавливается иерархия понятий, согласно которой время значительнее, но и дальше человека, безразличнее к ...