Духовные стихи
Страница 2

Ты скажи, пожалуй, своею памятью,

Своею памятью стародавнею:

Да которой царь над царями царь?

Котора моря всем морям отец?

И котора рыба всем рыбам мати?

И котора гора горам мати?

И котора река рокам мати?

И котора древа всем древам отец?

И котора птица всем птицам мати?

И которой зверь всем зверям отец?

И котора трава всем травам мати?

И которой град всем градом отец?»

Проговорит премудры царь,

Премудры царь Давыд Евсеевич:

«А небесной царь — над царями царь,

Над царями царь, то Исус Христос;

Акиян-море — всем морям отец.

Почему он'всем морям отец?

Потому он всем морям отец —

Все моря из него выпали

И все реки ему покорилися.

А кит-рыба — всем рыбам мати.

Почему та кит-рыба всем рыбам мати?

Потому та кит-рыба всем рыбам мати —

На семи китах земля основана.

Ердань-река — рекам мати.

Почему Ердань-река рекам мати?

Потому Ердань-река рекам мати —

Крестился в ней сам Исус Христос.

Сионская гора — всем горам мати,—

Ростут древа кипарисовы,

А берется сера по всем церквам,

По всем церквам место ладану.

Кипарис-древа — всем древам отец.

Почему кипарис всем древам отец?

Потому древам всем отец —

На нем распят был сам Исус Христос,

То небесной Царь.

Мать божья плакала Богородица,

А плакун-травой утиралася,

Потому плакун-трава всем травам мати.

Единорог-зверь — всем зверям отец.

Почему Единорог всем зверям отец?

Потому Единорог всем зверям отец —

А и ходит он под землею,

А не держут его горы каменны,

А и те-та реки его быстрыя;

Когда выдет он из сырой земли,

А и ищет он сопротивника,

А того ли люта льва-зверя;

Сошлись оне со львом во чистом поле,

Начали оне, звери, дратися:

Охота им царями быть,

Над всемя зверями взять большину,

И дерутся оне о своей большине.

Единорог-зверь покоряется,

Покоряется он льву-зверю,

А и лев подписан — царем ему быть,

Царю быть над зверями всем,

А и хвост у него колечиком.

(А) Нагай-птица — всем птицам мати,

А живет она н(а) Акиане-море,

А вьет гнездо на белом камене;

Набежали гости корабельщики

А на то гнездо Нагай-итицы

И на его детушек на маленьких,

Нагай-птица вострепенется,

Акиан-море восколыблстся,

Кабы быстры реки разливалися,

Топят много бусы-корабли,

Топят много червленыя корабли,

А все ведь души напрасныя.

Ерусалим-град — всем градам отец.

Почему Иерусалим всем градам отец?

Потому Ерусалим всем градам отец,

Что распят был в нем Исус Христос,

Исус Христос, сам небесной царь,

Опричь царства Московского».

2. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Во городе в Вифлееме

Что с вечера звезда восходила,

Со полуночи воссияла —

Что Пречистая голубица

Что Христа Бога породила,

И во пелены спеленала.

И во ясли Христа Бога полагала.

Приходили к нему персидстии цари,

Приносили ему честныя дары,

Что честныя — злато и ливаны.

«Мне не дороги ваши дары,

А мне дороги ваши души;

А я буду Бог над богами,

А я буду царь над царями,

А я выберу себе апостолов,

А я дам-то им свою печать,

А я дам-то им свое крещение,

Разошлю я их по всем странам.

Кто приемлет их, той спасется,

А не приемлет их, той мучиться будет».

3. БОГОРОДИЦА У РАСПЯТИЯ

Во городе во Руссе стоит церковь соборная,

Что соборная, богомольная.

Во той церкви Христос Бог распят:

По рукам, по ногам гвозди пробиты,

Святая кровь да вся пролита,

Что святая кровь, безгрешная.

Стоит Мати, жалко плачет.

Прилетали к ней да два ангела,

Да два ангела, два архангела:

«О чем, Мати, жалко плачешь?» —

«Уж вы, ангелы, вы, архангелы!

Уж как же мне не плакати?

Мое дитятко распят лежит,

По рукам, по ногам гвозди пробиты,

Святая кровк-да вся пролита!»

4. НЕПРОЩАЕМЫЙ ГРЕХ

[Каялся-то доброй молодец сырой земли,

Как сырой земли да сырой матери:]

- А прости, прости ты, матушка сыра земля,

А прости, прости, сыра матери,

Страницы: 1 2 3


Демонические традиции
М.Булгаков и И.Гёте – два великих писателя, на вершину славы, которых подняли их не менее великие романы: «Мастер и Маргарита» и «Фауст». Фантастические истории с демоническим уклоном до сих пор трогают сердца людей, а критики находят сходство между двумя демонами: Воландом и Мефистофелем. Изображение дьявола в русской и мировой литера ...

М.А.Светлов
Воплощение личности нового типа – задача, осознаваемая поэтами романтической ветви как основная, требовавшая установления соотношений между нравственными установками двух разных эпох, - долго не удавалось молодым художникам, принявшим революцию как высшую правду и как победившую правду большевизма. К сожалению, победителю свойственно по ...

Лермонтов М. Ю. Короткий миг творчества
Поэзия Лермонтова сразу, точнее не скажешь, берет в плен то могучим напором напряженного «железного стиха», то нежными и трогательными звуками, то неторопливой, размеренно текущей разговорной речью. Ораторская патетика стихотворения «Смерть Поэта» («А вы, надменные потомки .») легко уживается в лирике поэта с музыкальностью «Русалки» (« ...