Сами молодцы ему тут насмехалися: «Ты добре, ведь, губернатор, к нам строгонек был, Ты, ведь, бил нас, ты губил нас, в ссылку ссылывал, На воротах жен, детей наших расстреливал!» В песне об убийстве астраханского губернатора имя Разина не упоминается, но песня несомненно разинского цикла. В ней называются места, которые были охвачены разинским восстанием. Теперь уже личная нажива их не интересует, борьба принимает социальный характер. Жестокость разинцев в песне оправдывается чувством классовой мести за угнетение. 5. На заре то было, братцы, на утренней, На восходе красного солнышка, На закате светлого месяца. Не сокол летал по поднебесью - Есаул гулял по насадику. Он гулял, гулял, погуливал, Добрых молодцев побуживал: «Вы вставайте, добры молодцы, Пробужайтесь, казаки донски! Нездорово на Дону у нас, Помутился славный тихий Дон, Со вершины до Черна моря, До Черна моря Азовского. Помешался весь казачий круг - Атамана больше нет у нас, Нет Степана Тимофеевича, По прозванью Стеньки Разина. Поймали добра молодца, Завязали руки белые, Привезли во каменну Москву И на славной Красной площади Отрубили буйну голову». В октябре 1670 г. восставшие потерпели поражение. Разин был схвачен богатыми казаками, передан царскому правительству и после страшных пыток казнен в Москве. Песня задушевна, печальна, природа оплакивает смерть Разина. 6. ПУГАЧЕВ И ПАНИН Судил тут граф Панин вора Пугачева: «Скажи, скажи, Пугаченька, Емельян Иваныч, Много ли перевешал князей и боярей?» «Перевешал вашей братьи семь сот семи тысяч. Спасибо тебе, Панин, что ты не попался: Я бы чину-то прибавил, спину-то поправил, На твою-то бы на шею варовинны возжи, За твою-то бы услугу повыше подвесил!» Граф и Панин испужался, руками сшибался: «Вы берите, слуги верны, вора Пугачева, Поведите-повезите в Нижний городочек, В Нижнем объявите, в Москве покажите!» Все московски сенаторы не могут судити. Песня передает действительный факт: когда скованного Пугачева везли в Москву, в Симбирске состоялась его встреча с графом Паниным, подавлявшим восстание. Пугачев остается гордым и в такой ситуации, дерзко отвечает на вопросы Панина. В песне отразилось народное отождествление Пугачева с императором Петром Ш, которого «сенаторы не могут судити». 7. КУТУЗОВ И ЦАРЬ Не в лузях-то вода полая разливалася: Тридцать три кораблика во поход пошли, С дорогими со припасами – свинцом-порохом. Французский король царю Белому отсылается: «Припаси-ка ты мне квартир – квартир ровно сорок тысяч, Самому мне, королю, белые палатушки». На это наш царь православный призадумался, Его царская персонушка переменилася. Перед ним стоял генералушка – сам Кутузов. Уж он речь-то говорил, генералушка, Словно как в трубу трубил: «Не пужайся ты, наш батюшка, православный царь! А мы встретим злодея середи пути, Середи пути, на своей земли, А мы столики поставим ему – пушки медные, А мы скатерти ему постелем – вольны пули, На закусочку поставим – каленых картечь, Угощать его будут канонерушки, Провожать его будут – всё казачушки». Вторжению войск Наполеона в Россию предшествовала переписка Наполеона с Александром I. Песня подчеркивает растерянность правящих кругов России при известии о войне. Царь "призадумался", его "персонушка переменилася". Ему противопоставлен народный любимец, герой Отечественной войны М.И. Кутузов. 8.ПЛАТОВ В «ГОСТЯХ» У ФРАНЦУЗОВ Святорусская земля, много славы про тебя, Много славы про тебя, про Платова- казака. У Платова-казака небритая борода, Небритая голова, нестрижены волоса. Платов голову остриг и бородушку обрил, У француза в гостях был, француз его не узнал, За купчину почитал, на улочку выбегал, За оградою встречал, за белые руки брал, За белые руки брал, в нову горницу вводил, За дубовый стол садил, чаем, кофеем поил. На серебряном подносе сладкой водкой подносил. «Выпей рюмку, выпей две, всю ты правду скажи мне, Уж я всех же в Москве знаю генералов и господ, Одного только не знаю я Платова-казака. Кто бы, кто бы мне сказал, тому б много злата дал, И в полон бы его взял, и с живого кожу снял». Выпил рюмку, выпил две, зашумело в голове. «А начто злато терять, можно так его узнать: Он со личика беленек, ростом, корпусом с меня, Русы волосы его, как у брата моего». У француза дочь Орина, что догадлива была, Из палаты выходила, с купцом речь говорила: «Ах ты купчик, мой голубчик, ты удалый молодец, Ты удалый молодец, ты подай мне свой портрет». Портрет Платов вынимал, на белые руки клал, Из палаты вон бежал, зычным голосом кричал: «Уж вы гой еси, ребята, вы донские казаки, Предвестники эпохи романтизма "Дядя Ваня". Стилистические особенности спектаклей Сочинение |
Исторические песни
Страница 3
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Исторические песни