Былички
Страница 1

11. ПРО ЛЕШЕГО

Нашински мужики не однова в лесу Лешего видали, как в ночное ездили. Он месячные ночи больно любит: сидит, старик старый, на пеньке, лапти подковыриват, да на месяц поглядыват. Как месяц за тучку забежит, темно ему, знашь, – он поднимет голову-то, да глухо таково: «Свети, све-тило»,- говорит. www.psyidentity.ru

Одноэпизодная быличка о лешем, хозяине леса. Любопытная деталь – леший работает, плетет лапти из лыка.

12. ЛЕСОВИК

А то раз заночевал человек в лесу. Сидит у костра да шаньгу ест. И вдруг слышит и треск, и гром, идет кто-то. Посмотрел это он, а лесовик идет, а перед им, как стадо, и волки, и медведи, и лисы бегут. Так и лоси, и зайцы, и всякое зверье лесное. Как же он испугался – и, Боже мой, а тот к нему подходит: «Что,- говорит,- человек, шаньги дай кусочек».

Дал он ему шаньги половину. Тот давай ломать да зверям давать, так и шаньга у него не меньшится. И волки сыты, и медведи сыты, и зайцы сыты. Вот лесной и говорит: «Ты домой иди, не бойся, если волки тебя стретят, ты им скажи: шаньги моей кушали, а меня не трогайте». Ну, он и пошел, а звери за ним. Тот человек тоже домой пошел – жила у него вся дрожала. А бегут ему навстречу волки, таки страшенны – сейчас съедят. А он и скажи: «Мою шаньгу кушали, а меня не троньте». Ну, они и убежали. Так он и домой пришел. И зверя никакого не боялся.

Бывальщина о лешем или лесовике. В ней сюжет больше разработан, появляется мотив договора человека с духом леса. Мужик угощает лешего, он спасает его от волков.

13. В ПАЛАТАХ ВОДЯНОГО

Один парень купался да и нырнул. Как нырнул, так и угодил прямо в дверь и очутился в палатах Водяного. Тот его у себя задержал, говорит: «Живи здесь!» Ну, парню уйти некуда – он и стал у него жить. Водяной его пряниками, сластями кормил. И заскучал парень, стал проситься домой на побывку. Водяной говорит: «Хорошо, только поцелуй у меня коленку!» (Значит, если бы он ее поцеловал, так вернулся бы беспременно назад). Парень, не будь глуп, взял, начертил ногтем на руке крест да заместо коленки-то к нему и приложился.

Как только поцеловал, схватил его кто-то за ноги и выбросил из воды прямо к его избе. Вернулся он домой – жена рада, все в удивлении. Пропадал он три года, а ему за три дня показалось. Он все рассказал, позвал попа. Стал поп над ним Псалтырь читать, отчитывать его. Только стал отчитывать, приподнялся у избы угол и полетела у парня вся нечисть изо рта, стал он, как ни в чем не бывало. А поцелуй он коленку у Водяного,- быть бы ему опять под водой.

В бывальщине человек проявляет смекалку и с помощью оберега – креста получает избавление от власти сверхъестественного существа. Облик водяного здесь неопределенный. Водяной кормит парня сладостями – обычной едой. Характерное для былички изображение времени: оно не соответствует земному – пробыл под водой три дня, а на земле прошло три года.

14. РУСАЛКА

Ребятишками мы еще тогда были. Сидели на бережку. Темно уж было. Глядь, а на той стороне реки девка идет и поет. Потом всплеск слышим, и плывет она на этот берег. Вышла из воды, вся черная. Села на камень, волосищи длинные распустила и давай чесать, а сама поет. Расчесалась, бульк в воду – и ушла. Покуда она чесалась, мы все смотрели. А потом подбежали к этому камню, а гребень-то лежит.

Шура Попова взяла его и домой понесла. А мать-то как заругается: «Отнесите его обратно, а то она сама придет за ним». Побежали мы опять и положили его у камня. А потом-то этого гребня не стало. Взяла она его, видно. Шура-то все время потом боялась проходить мимо того камня.

Быличка о русалке. Мотив забытого русалкой золотого гребня устойчив. В некоторых вариантах русалка приходит по ночам к тому дому, в который унесли ее гребень, и начинает вредить, иногда утаскивает в воду похитителя гребня.

15. ДОМОВОЙ

.Это уж я своими ушами слышала.

Построил в Травяной пади один наш мужичок зимовье. Скот там пасти, то, друго . Скотину перегнал. А перед тем попросил у домового: «Хозяин-хозяин, пусти меня к себе и скотину мою жалуй». На ночь каши наварил полный горшок, сам не тронул, а на шесток домовому поставил. Ну вот. Загнал во двор скотину, стал жить, пасти.

И как-то раз дождь был. Он промок весь, к вечеру загнал скот во дворы, пошел, согрелся и уснул. Спит, вдруг кто-то его за плечо встряхнул: «Хозяин-хозяин! А быки-то твои стамовник разбили, ушли вверх по пади!» Соскочил он. Выбежал: правда, дворы пусты. Он – на коня и вверх по пади! И уже в вершине догнал, заворотил.

Страницы: 1 2 3


Особенности метафоры в поэзии Есенина.
Метафора (от греч. metaphora - перенос) – это переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст. Метафора - наиболее распространенное средство образования новых значений. Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам мно ...

Утопия
Помните, какую игру придумал брат Л.Н. Толстого Николенька для своих младших братьев? Он объявил им, "что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейн ...

Влияние Байрона на национальные культуры
Каждая европейская страна переживала по своему этот «байронизм». В национальной культурной среде, особенно в 20-30 гг. 19 столетия, было великое множество «байронистов». Это привело к тому, что некогда оригинальная мысль и сильное чувство были сведены на уровень моды и заученной позы. Такое вырождение основного мотива «байронизма» было ...