Введение. Образ Дон Жуана в мировой литературе
Страница 1
Информация о литературе » Образ Дон Жуана у Мольера » Введение. Образ Дон Жуана в мировой литературе

В «Дон Жуане» Мольер достиг высшей

ступени реализма и объективности,

на которую он был способен.

А.А. Смирнов

В мировой литературе существуют устойчивые образы, олицетворяющие тот или иной тип человека, которые писатели разных стран, разных эпох, разных взглядов по-своему воссоздают в произведениях. Один из них – Дон Жуан. Его называли Дон Хуан, или Дон Гуан, или, в Италии, Дон Джованни, но в любом случае это имя неизменно ассоциируется с рыцарем-повесой, дерзким нарушителем моральных и религиозных норм, готовым на все ради завоевания новых и новых женских сердец.

Прототипом Дон Жуана считается полулегендарный севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, живший в XIV веке. Приближенный короля Педро Жестокого (1350-1369), пользовавшийся его покровительством, дон Хуан своими любовными похождениями наводил ужас на всю Севилью. На поединке он убил командора дона Гонзаго, защищавшего честь дочери, но в скором времени исчез при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что Тенорио убили монахи-францисканцы, которые затем пустили молву о небесной каре, свершившейся через мертвого командора.

Первый литературный Дон Жуан был создан испанским монахом Габриэлем Теллецем, писавшим под псевдонимом Тирсо де Молина, в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость» (опубликована в Барселоне в 1630 году). Из Испании сюжет перебрался во Францию, где Мольер в 1665 году поставил свою комедию «Дон Жуан, или Каменный гость». Затем в 1736 году в Италии Карло Гольдони написал драму «Дон Джованни Тенорио, или Распутник». В романтическую эпоху на рубеже XVIII-XIX веков Дон Жуан становится популярнейшим героем во всем мире. Именно тогда были созданы такие известные произведения, как новелла Э.Т.А. Гофмана «Дон Жуан» (1812), поэма Дж. Байрона «Дон Жуан» (1817-1824), трагедия А.С. Пушкина «Каменный гость» (1830), новеллы О. Бальзака «Эликсир долголетия» (1830) и П. Мериме «Души чистилища» (1834).

В XX веке интерес к нему не спадает: пьесы Дж. Б. Шоу «Человек и сверхчеловек: философская комедия» (1903), А. Блока «Шаги командора» (1910-1912), Н. Гумилева «Дон Жуан в Египте» (1912), Б. Брехта «Дон Жуан» (1954), Ж. Ануя «Орнифль» (1955), швейцарского писателя Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», роман испанца Г.Торренте Бальестра «Дон Хуан», стихи А. Блока, М. Цветаевой и многих других. Библиографический указатель 1997 года зафиксировал свыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести главных европейских языках и 1708 критических работ о нем.

«Дон Жуан — единственный во всей истории мировой культуры мифический герой, не заимствованный театром, а театром порожденный. Он — дитя сцены, человек играющий», - писал о нем известный литературовед В.Ю. Силюнас.

Образ Дон Жуана вдохновил Моцарта на создание его шедевра — оперы «Дон Джованни» (1787), Даргомыжского на оперу «Каменный гость» (1872), Рихарда Штрауса на симфоническую поэму «Дон Жуан». Знаменитый соблазнитель нашел свое место и на киноэкране, наиболее известные фильмы, созданные на основе легендарного сюжета – «Казанова» Феллини, «Вальмон» Формана, «Опасные связи» Стивена Фриарса.

Страницы: 1 2


«Поучения»
Сочинения киевского князя Владимира Мономаха включены в один из списков «Повести временных лет» под 1097 годом и известны названием «Поучения» Владимира Мономаха. На самом деле «поучением» можно назвать только первое из них; за этим первым следует автобиография Мономаха, где он рассказывает о своих походах и охотах; за автобиографией сл ...

Павел Петрович Кирсанов
Любая задача начинается с данного для неё материала. Итак, дано: Павел Петрович Кирсанов – капитан запаса, человек с красивой внешностью и высокими, аристократическими манерами. Здесь, после более чем скоромной характеристики начинается характеристика более полная. Из той малой, что уместилась всего на трёх книжных страницах биографии ...

Художественное воплощение гендерных доминант внутреннего мира героини / героя в различных типах женского творчества
Основываясь на литературном материале, наука создает две противопоставленные модели, две типологии персонажей. В основе одной – типологии мужских персонажей – лежит социальный фактор, т.е. фактор культуры: «маленький человек», «лишний человек», «новый человек». Типология женских персонажей в целом укладывается в оппозицию добродетель / ...