Введение. Образ Дон Жуана в мировой литературе
Страница 1
Информация о литературе » Образ Дон Жуана у Мольера » Введение. Образ Дон Жуана в мировой литературе

В «Дон Жуане» Мольер достиг высшей

ступени реализма и объективности,

на которую он был способен.

А.А. Смирнов

В мировой литературе существуют устойчивые образы, олицетворяющие тот или иной тип человека, которые писатели разных стран, разных эпох, разных взглядов по-своему воссоздают в произведениях. Один из них – Дон Жуан. Его называли Дон Хуан, или Дон Гуан, или, в Италии, Дон Джованни, но в любом случае это имя неизменно ассоциируется с рыцарем-повесой, дерзким нарушителем моральных и религиозных норм, готовым на все ради завоевания новых и новых женских сердец.

Прототипом Дон Жуана считается полулегендарный севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, живший в XIV веке. Приближенный короля Педро Жестокого (1350-1369), пользовавшийся его покровительством, дон Хуан своими любовными похождениями наводил ужас на всю Севилью. На поединке он убил командора дона Гонзаго, защищавшего честь дочери, но в скором времени исчез при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что Тенорио убили монахи-францисканцы, которые затем пустили молву о небесной каре, свершившейся через мертвого командора.

Первый литературный Дон Жуан был создан испанским монахом Габриэлем Теллецем, писавшим под псевдонимом Тирсо де Молина, в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость» (опубликована в Барселоне в 1630 году). Из Испании сюжет перебрался во Францию, где Мольер в 1665 году поставил свою комедию «Дон Жуан, или Каменный гость». Затем в 1736 году в Италии Карло Гольдони написал драму «Дон Джованни Тенорио, или Распутник». В романтическую эпоху на рубеже XVIII-XIX веков Дон Жуан становится популярнейшим героем во всем мире. Именно тогда были созданы такие известные произведения, как новелла Э.Т.А. Гофмана «Дон Жуан» (1812), поэма Дж. Байрона «Дон Жуан» (1817-1824), трагедия А.С. Пушкина «Каменный гость» (1830), новеллы О. Бальзака «Эликсир долголетия» (1830) и П. Мериме «Души чистилища» (1834).

В XX веке интерес к нему не спадает: пьесы Дж. Б. Шоу «Человек и сверхчеловек: философская комедия» (1903), А. Блока «Шаги командора» (1910-1912), Н. Гумилева «Дон Жуан в Египте» (1912), Б. Брехта «Дон Жуан» (1954), Ж. Ануя «Орнифль» (1955), швейцарского писателя Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», роман испанца Г.Торренте Бальестра «Дон Хуан», стихи А. Блока, М. Цветаевой и многих других. Библиографический указатель 1997 года зафиксировал свыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести главных европейских языках и 1708 критических работ о нем.

«Дон Жуан — единственный во всей истории мировой культуры мифический герой, не заимствованный театром, а театром порожденный. Он — дитя сцены, человек играющий», - писал о нем известный литературовед В.Ю. Силюнас.

Образ Дон Жуана вдохновил Моцарта на создание его шедевра — оперы «Дон Джованни» (1787), Даргомыжского на оперу «Каменный гость» (1872), Рихарда Штрауса на симфоническую поэму «Дон Жуан». Знаменитый соблазнитель нашел свое место и на киноэкране, наиболее известные фильмы, созданные на основе легендарного сюжета – «Казанова» Феллини, «Вальмон» Формана, «Опасные связи» Стивена Фриарса.

Страницы: 1 2


Типы диалектизмов в составе говора
В составе любого говора присутствуют следующие типы диалектизмов. § 1. Особенности лексических диалектизмов Л.А.Шевченко относит к лексическим диалектизмам слова, отличающиеся от литературных рядом характерных признаков, среди которых она выделяет: а) иной звуковой комплекс при одинаковом звучании; б) иная семантика при одинаковом з ...

Поэтический мир и миф
В следующих книгах «Версты» и «Ремесло», обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам Александру Блоку, Анне Ахматовой, Софии Парнок, посвященных историческим лицам или ...

Политические и культурные условия возникновения книгопечатния в России
Начало книгопечатания в Москве относится ко второй половине XVI века. Это была эпоха напряженной борьбы за укрепление централизованного государства и глубоких изменений во всем укладе русской жизни. Центральная государственная власть укрепилась, крупные завоевания Московского государства не только расширили территорию государства, но и ...