Введение. Образ Дон Жуана в мировой литературе
Страница 1
Информация о литературе » Образ Дон Жуана у Мольера » Введение. Образ Дон Жуана в мировой литературе

В «Дон Жуане» Мольер достиг высшей

ступени реализма и объективности,

на которую он был способен.

А.А. Смирнов

В мировой литературе существуют устойчивые образы, олицетворяющие тот или иной тип человека, которые писатели разных стран, разных эпох, разных взглядов по-своему воссоздают в произведениях. Один из них – Дон Жуан. Его называли Дон Хуан, или Дон Гуан, или, в Италии, Дон Джованни, но в любом случае это имя неизменно ассоциируется с рыцарем-повесой, дерзким нарушителем моральных и религиозных норм, готовым на все ради завоевания новых и новых женских сердец. Герой аниматор для ребенка 5 лет koodesnik.ru.

Прототипом Дон Жуана считается полулегендарный севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, живший в XIV веке. Приближенный короля Педро Жестокого (1350-1369), пользовавшийся его покровительством, дон Хуан своими любовными похождениями наводил ужас на всю Севилью. На поединке он убил командора дона Гонзаго, защищавшего честь дочери, но в скором времени исчез при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что Тенорио убили монахи-францисканцы, которые затем пустили молву о небесной каре, свершившейся через мертвого командора.

Первый литературный Дон Жуан был создан испанским монахом Габриэлем Теллецем, писавшим под псевдонимом Тирсо де Молина, в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость» (опубликована в Барселоне в 1630 году). Из Испании сюжет перебрался во Францию, где Мольер в 1665 году поставил свою комедию «Дон Жуан, или Каменный гость». Затем в 1736 году в Италии Карло Гольдони написал драму «Дон Джованни Тенорио, или Распутник». В романтическую эпоху на рубеже XVIII-XIX веков Дон Жуан становится популярнейшим героем во всем мире. Именно тогда были созданы такие известные произведения, как новелла Э.Т.А. Гофмана «Дон Жуан» (1812), поэма Дж. Байрона «Дон Жуан» (1817-1824), трагедия А.С. Пушкина «Каменный гость» (1830), новеллы О. Бальзака «Эликсир долголетия» (1830) и П. Мериме «Души чистилища» (1834).

В XX веке интерес к нему не спадает: пьесы Дж. Б. Шоу «Человек и сверхчеловек: философская комедия» (1903), А. Блока «Шаги командора» (1910-1912), Н. Гумилева «Дон Жуан в Египте» (1912), Б. Брехта «Дон Жуан» (1954), Ж. Ануя «Орнифль» (1955), швейцарского писателя Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», роман испанца Г.Торренте Бальестра «Дон Хуан», стихи А. Блока, М. Цветаевой и многих других. Библиографический указатель 1997 года зафиксировал свыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести главных европейских языках и 1708 критических работ о нем.

«Дон Жуан — единственный во всей истории мировой культуры мифический герой, не заимствованный театром, а театром порожденный. Он — дитя сцены, человек играющий», - писал о нем известный литературовед В.Ю. Силюнас.

Образ Дон Жуана вдохновил Моцарта на создание его шедевра — оперы «Дон Джованни» (1787), Даргомыжского на оперу «Каменный гость» (1872), Рихарда Штрауса на симфоническую поэму «Дон Жуан». Знаменитый соблазнитель нашел свое место и на киноэкране, наиболее известные фильмы, созданные на основе легендарного сюжета – «Казанова» Феллини, «Вальмон» Формана, «Опасные связи» Стивена Фриарса.

Страницы: 1 2


Женские образы в рассказе «Дом с мезонином».
В богатой дворянской усадьбе живут две красавицы сестеры. Младшая, Женя (домашние зовут ее Мисюсь),- поэтическая натура. Она непосредственна, восприимчива и впечатлительна. Чтение книг – вот основное ее занятие. Она еще не разобралась в жизни, поэтому видит в людях только хорошее: увлекается художником и любит свою сестру, являющуюся по ...

Мцыри как романтический герой
Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем" - старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год ...

Вступление
Страх – самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх – страх неведомого. Вряд ли кто-нибудь из психологов будет это оспаривать, и в качестве общепризнанного факта сие должно на все времена утвердить подлинность и достоинство таинственного, ужасного повествования как литературной формы. Против нег ...