Приложение
Страница 2

О духовно эмоциональном состоянии Марьи Михайловны можно судить на основании ее собственноручных записей в двух альбомах, ныне находящихся в Пушкинском доме. В них сохранились стихотворения, афоризмы, свидетельствующие о том, что Мария Михайловна была натурой доброй и очень чувствительной. В одной из ее дневниковых записей сказано: «Любить вся моя наука». Альбом Лермонтовой состоял из 9 листов.

В основном, это переписанные русские и французские стихи. Но одна страница дает нам возможность узнать историю взаимоотношений с Ю.П.Лермонтовым. В центре наклеен акварельный рисунок «Два дерева, разделенные ручьем». Под ним подписано рукой Марьи Михайловны: «Склонности объединяют нас, судьба разъединяет». Ниже карандашом другой рукой: «Ручей два древа разделяет, но ветви их, сплетясь, растут». Можно предположить, что эти надписи и рисунки отражают душевные переживания, связанные с семейными распрями. Два дерева – Мария Михайловна и Юрий Петрович; ручей, преграда, не давшая двум деревьям соединиться, - это вмешательство Елизаветы Алексеевны в жизнь молодой семьи.

В том, что наше предположение верно, нас убеждает последняя находка сотрудников музея «Тарханы». В журнале «Сура» (2003, №5) Т.М.Мельникова опубликовала статью «Альбом уездной барышни». По гипотезе автора, в фонды музея попал альбом, возможно, принадлежавший матери поэта. В стихах, переписанных её рукой, нет ни одного светлого мотива, зато много печали, чувства неведомой утраты: «Кто даст мне в грусти утешенье?». Лирическая героиня стихотворений постоянно одна. С жизнью ее связывает только любимый человек: «И с жизнию боюсь расстаться для одного тебя», «смерть - блаженство для меня, без тебя мне свет не мил». Ощущение невозможности собственного счастья: «В пустых надеждах просыпаюсь, в последний день весны моей, тем лишь только утешаюсь, что нету счастья в жизни сей», «томлюсь в мучении ужасном». Конечно, все это можно объяснить литературной модой того времени - эпохи сентиментализма, тоскующей по неземным чувствам души, эпохи печали и грусти. Тем не менее, сопоставив удивительно однородный по характеристике чувств подбор стихотворений и, с другой стороны, обстоятельства жизни Марии Михайловны, мы можем сделать вывод о ее душевном одиночестве, несмотря на присутствие родного и близкого человека – матери. Можно достаточно уверенно предположить, что томления ее души не были понятны рациональной и практичной Елизавете Алексеевне и не находили у нее отклика.

Познакомившись с внутренним миром матери поэта, с особенностями состояния ее души, вспомнив историю взаимоотношений Марии Михайловны и Юрия Петровича, теперь обратимся к истории замужества Лермонтовой. Здесь мы можем найти тоже немало интересного о личности для характеристики матери поэта.

Основываясь на косвенных фактах, биографы полагают, что помолвка Марии Михайловны с капитаном Ю.П. Лермонтовым могла состояться в 1811 г. Но в 1812 году в Россию вторглись войска Наполеона. Юрий Петрович воевал, был ранен и попал в Витебский госпиталь. Вернулся он только в 1814 г. Все это время Мария Михайловна ждет и верит в его возвращение и скорейшее выздоровление. Однако она не просто дожидается его «сложа руки», абсолютно безразлично относясь к своей будущей жизни и полностью полагаясь на волю Елизаветы Алексеевны. Нет, она ведет себя совершенно иначе! Она решается на очень смелый, если не сказать рискованный поступок. Она едет в госпиталь к Юрию Петровичу. В то время такой поступок барышни было большой неожиданностью. Ведь мораль общества, в котором жила Марья Михайловна никак не позволяла ей, девице, ехать первой к человеку, отношения с которым еще не вполне оформлены, тем более раненому офицеру! А вдруг его ранение настолько серьезно, что он навсегда останется инвалидом? Это ее [Марью Михайловну] никак не страшит! Счастье с тем человеком, которого она выбрала, каким бы, быть может, трудным оно ни было, становится для нее дороже всего!

Страницы: 1 2 3 4


Мотив родины в творчестве И.А. Бунина в дореволюционный период
Бунин вырос в тиши и глуши российского захолустья, — и это обстоятельство немало повлияло на склад его характера и таланта. Он с детства видел и хорошо понимал русскую действительность такой, какая она есть, без прикрас. В характере писателя всегда присутствовали нелюбовь к домоседству, настойчивая тяга к перемене мест, стремление разн ...

Интерпритация произведения
Стало модным отождествлять поэтику (теорию литературы) с критикой, хотя критик волен привлекать к своим построениям субъективные оценки, а ученый вправе исходить только из факта, поскольку понятие о науке подразумевает установление фактов и только фактов. В булгаковедении авторы научных работ в основном оперируют понятиями интуитивного ...

«Дожить до рассвета»
Что касается, например, «дожить до рассвета»и образа главного героя этой повести, лейтенанта Ивановского, то меня здесь прежде всего интересовала мера человеческой ответственности. Как известно, на войне выполняются приказы старших начальников. И ответственность за удачу или не удачу той или иной операции делится пополам между её испол ...