Приложение
Страница 1

Приложение 1

Юрий Петрович Лермонтов (материалы к биографии)

С отцом поэт виделся крайне редко. Но как складывались их отношения? Кем и как было сформировано мнение поэта о Юрии Петровиче? В этом в дальнейшем нам и предстоит разобраться. Но сначала необходимо более подробно остановиться на супружеской жизни Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых, так как здесь скрывается трагедия, которую сначала М.Ю.Лермонтов, а затем и его биографы разгадывают не одно столетие. Так в какой же семье родился поэт, какими были взаимоотношения родителей? www.transpexplore.ru

Супружеская жизнь Лермонтовых была несчастливой. Попытка ответить на вопрос о причинах этого имеет давнюю традицию, а традиция - свои стереотипы. «По вине Юрия Петровича» - утверждают один за другим биографы, считая одной из причин его незнатность. «Юрий Петрович – бедный, без связей, без карьеры, недостоин войти в родство со знаменитыми Арсеньевыми, тем более Столыпиными».[1] Такой взгляд характерен для авторов беллетризованных биографий поэта советского периода. Между тем, даже краткая генеалогическая справка убеждает нас в неполноте этой точки зрения. Род Лермонтовых происходит от шотландского герцога Лермонта, в начале 17 века пришедшего на службу к русскому царю. Приблизительно в это же время появляется род Столыпиных, однако знаменитое восхождение этого рода относится к концу 18 века. Самые древние и именитые из родственного окружения поэта - Арсеньевы. Они были близки к царскому двору уже в конце 17 века, но в первой трети 19 века род потускнел, обеднел и жил уже более воспоминаниями прошлого, хотя Арсеньевы и сохранили былые связи в обеих столицах. Таким образом, уровень знатности всех этих родов сопоставим.

Следующей причиной несчастья, как полагал еще первый биограф поэта П.А.Висковатый, могла быть материнская ревность бабушки поэта. «Мать страстно любила дочь свою, и, кажется, эта беззаветная привязанность вызвала охлаждение к ее мужу».[2] Елизавета Алексеевна трепетала от мысли о замужестве дочери и уже заранее видела в зяте врага. Также Висковатый, опираясь на показания свидетелей, отмечает, что Юрий Петрович «был драчлив и развратен, отличался жадностью и неискренностью».[3] Но кто же были люди, оставившие такие свидетельства о Юрии Петровиче?

Во-первых, А.З. Зиновьев - учитель рисования юного поэта, лично, как оказалось, не знавший Юрия Петровича. Уже поэтому мы не можем считать его точку зрения достоверной. Во-вторых, П.Н. Журавлев - управляющий в Тарханах, так же лично не знавший отца поэта. Кроме того, Журавлев был постоянным советчиком Елизаветы Алексеевны и активным ее помощником во всех предприятиях против ее зятя. Следовательно, его характеристика заведомо предвзята. Итак, мы можем сделать вывод, что версии Висковатова о грубости и жестокости отца Лермонтова недостоверны, так как он опирался на мнения не очевидцев, а пересказчиков, к тому же, не в полной мере объективных. Однако свидетельствами людей, живших рядом с Юрием Петровичем в Кропотове и Тарханах и знавших его лично, мы не располагаем.

Известно одно упоминание об отце в письме М.Ю.Лермонтова к «милой тетеньке» М.А.Шан-Гирей от 20-21 декабря 1828 года из Москвы: «Папенька сюда приехал, и вот уже две картины извлечены из моего portefeuille… слава богу! что такими любезными мне руками!» Явное удовольствие и радость при упоминании отца заставляют нас предположить, что Лермонтову знакомы те его черты, которые выявились в завещании сыну, и они говорят с ним на одном языке, хорошо понимая друг друга.

Приложение 2

Мария Михайловна Лермонтова (материалы к биографии)

Прожила она всего 21 год. О жизни Марии Михайловны (детстве и девичестве) нам известно очень мало, и даже день ее рождения исследователям удалось вычислить лишь из косвенных данных (надпись на ее надгробии составленная, вероятно, Е.А. Арсеньевой). О внутреннем мире Лермонтовой известно больше, благодаря сохранившимся документам.

Страницы: 1 2 3 4


Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор
Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный вый ...

Демонические мотивы в литературе.
Отношение к Сатане как аллегорической фигуре, воплощающей мировое зло, и одновременно конкретному его носителю, имеющему определенное материальное воплощение, в ту или иную эпоху было различным. Первый бунтовщик и возмутитель божеского порядка, носящий несколько имен (Сатана - "противник", дьявол, Люцифер и др.), в Ветхом зав ...

Специфика интерпретации образа Дон Жуана у Мольера
Комедия «Дон Жуан, или каменный гость» была написана и поставлена Мольером (кстати, сам он выступил в ней в роли Сганареля) в 1665 году, очень быстро, в первую очередь для того, чтобы поправить дела своего театра после запрещения постановки «Тартюфа». Часто говорят, что из-за спешки в комедии много несогласованностей и недоработок. Возм ...