Из плача о писаре
Страница 2

С того мор пошел на милую скатинушку,

С того зябель на сдовольны эты хлебушки,

Неприятности во добрых пошли людушках.

К писарю:

Ты послушай же, крестовой милой кумушко!

Буде Бог судит на втором быть пришествии,

По делам-суда душа да будет праведна,

Може, станешь у престола у Господнего,

Ты поросскажи Владыке – свету истинному

Ты про обчество крестьян да православных!

Много множество е в мире согрешенья,

Как больше того е в мире огорченья:

Хоть повыстанем по утрышку ранешенько,

Не о добрых делах мы думу думаем,

Мы на сонмище бесовско собираемся,

Мы во тяжкиих грехах да не прощаемся!

Знать, за наши за велико беззконье

Допустил господь ловцов да на киян-море;

Изловили они рыбоньку не знамую,

Повыняли ключи да подземельные,

Повыпустили горюшко великое!

Зло несносное велико это горюшко

По Россиюшке летает ясным соколом,

Над крестьянамы, злодийно, черным вороном,

Возлетат оно, злодийно, само радуется:

«На белом свете я распоселилося,

До этыих крестьян я доступило,

Не начаются обиды, накачаются,

Не надиются досады, принавидятся!»

Как со этого горя со великого

Бедны людущки как море колыбаются,

Быдто деревья стоят да подсущёные,

Вся досюльшина куды да подевалася,

Вся отцовщина у их нонь придержалася,

Не стоят теперь стоги перегодные,

Не насыпанны амбары хлеба Божьего,

Нет на стойлы-то у их да коней добрыих,

Нету зимных у их санок самокатныих,

Нет довольных-беззаботных у их хлебушков!

Ты поросскажи, крестовой милой кумушко,

Ты поросскажи Владыке многомилостливу,

Что неправедные судьи расселяются,

С высока глядят оны да выше лесушку,

Злокоманно их ретливое сердечушко,

Точно лед как во синём море;

Никуды от их, злодиев, не укроешься,

Во темных лесах найдут оны дремучих,

Всё доищутся в горах оны высоких,

Доберутся ведь во матушке сырой земле!

Во конец оны крестьян всех разоряют!

Кабы ведали цари да со царицами,

Кабы знали все купцы да ведь московские

Про бессчастную бы жизнь нашу крестьянскую!

В этом причитании И.А. Федосова рисует картину горя на Русской земле и дает точку зрения народа на причину появления горя. Причитание отражает жизнь русского крестьянства в пореформенный период.

Страницы: 1 2 


Развитие образа Каина в произведениях Байрона
Любой выдающийся художник (в широком смысле этого слова), создающий яркий и цельный характер, образ героя, которого невозможно ни с кем спутать, проходит долгий путь, вырабатывая этот образ в своих произведениях, прежде чем придать ему ту завершенность, материальность и систему ценностей, с которой он входит в мировую литературу. Говоря ...

Художественное воплощение гендерных доминант внутреннего мира героини / героя в различных типах женского творчества
Основываясь на литературном материале, наука создает две противопоставленные модели, две типологии персонажей. В основе одной – типологии мужских персонажей – лежит социальный фактор, т.е. фактор культуры: «маленький человек», «лишний человек», «новый человек». Типология женских персонажей в целом укладывается в оппозицию добродетель / ...

«Миф о Сизифе»- мощь несмиренного духа
Философский труд «Миф о Сизифе» убеждает, что в уста «постороннего», и Калигулы Камю вложил многие из ключевых мыслей предвоенной поры. На страницах этого пространного «эссе об абсурде» они, так или иначе, повторены и обстоятельно растолкованы, а под самый конец ещё и стянуты в тугой узел притчей – пересказом древнегреческих преданий о ...