Летописи и литература

Они являются памятниками и письменности, и истории, и литературы, и культуры в целом. За их составление брались очень грамотные люди.

Летопись – дело государственное, поэтому составлять их поручали тем, кто мог провести идеи, близкие княжескому дому. Объективность от этого зачастую страдала. www.cultnow.ru

Появилось летописание вскоре, после принятия христианства. Первая летопись была составлена в конце X века и описывала события от династии Рюрика до Владимира.

Но летописям предшествовали отдельные записи, служившие основой для них. Это – истории о Кие и основании Киева, походах на Византию и войнах Святослава, сказания об убийстве Бориса и Глеба и т.д.

Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром, когда он объединил Русь и заложил храм Софии. Эта летопись вобрала в себя первую.

“Повесть временных лет” – по меньшей мере, пятая летопись \ XII век \. Вся летопись пронизана духом единства Русского государства, что связано с начавшимся политическим распадом Руси.

По мере распада, летописание стало дробиться. Появились летописные своды в каждом княжестве. А в различных русских городах создавались целые библиотеки летописных сводов.

Она развивалась параллельно с правописанием. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове. В начале 40-х годов XI века. Он создал “Слово о законе и благодати”. Оно посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси; показывало роль великокняжеской власти; объясняло смысл крещения Руси. Его основная тема – равноправие Руси среди остальных народов и государств.

Другое литературно-публицистическое произведение \ во второй половине XI века \ - “Память похвала Владимира” монаха Макова. Здесь идеи Иллариона получают дальнейшее развитие применительно к Владимиру. В это же время появилось “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”, “Сказание о Борисе и Глебе” и “Поучение детям” Владимира Мономаха”.

В начале XII века один из сподвижников Мономаха, игумен Даниил, создаёт “Хождение игумена Даниила в святые места”. Он отправляется в Иерусалим: описывает весь путь и пребывание при дворе иерусалимского короля Болдуина, который основывает здесь государство крестоносцев. Даниил молился у гроба Господня и поставил там лампаду от всего русского народа.

XII – XIII в.в. – “Слово” и “Моление” Даниила Заточника, который, побывав в заточении, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе.

Наконец, - “Слово о полку Игореве”, призывающее к единству земли русской.


Схема романа
Роман этот имеет определенную схему, которая слегка варьируется у разных авторов. Это автобиография «плута», который ребенком бежал из родительского дома или был выброшен на улицу вследствие полной нищеты родителей оказался вынужденным сам заботиться о своем пропитании, переменил множество хозяев, перепробовал массу профессий. Наконец, ...

Романтическая поэзия периода «оттепели». Своеобразие драматургии В.В.Маяковского
Первые драматургические опыты В.В.Маяковского относятся ещё к первому периоду его творчества. Созданная в 1913 году трагедия «В.Маяковский» оказалась невероятно и опасно пророческой. Но сначала следует обозначить признаки, которые отмечают не только драматургию Маяковского, но и соответствуют литературному этикету Серебряного века. На ...

«Повесть о Петре и деве Февронии» (муромский князь и дочь бортника). Связь с устным народным творчеством
В сюжете «Повести», несомненно, отразились фольклорные черты: мотивы сказки о герое-змееборце и сказки о мудрой деве. Мудрость Февронии проявляется не только в том, что она исцеляет Петра и вынуждает князя жениться на ней. Как и у мудрой девы народной сказки, загадочны и непонятны окружающим ее речи. На требование Петра соткать ему из п ...