Цветовая лексика в творчестве С. Есенина
Страница 2
Информация о литературе » Цветовая лексика в творчестве С. Есенина

“ Синие молнии ”

“ Синее вино ”

“ Синяя мгла ” и т. д.

Следует заметить, что в стихах 1910-1913 г. этот эпитет очень редок. Он начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина. Какое поэтическое содержание вкладывает в этот эпитет теперь? Одно из стихотворений 1925 г. начинается

Несказанное, синее, нежное…

То есть, синее – это что-то нежное, несказанное.

Очень характерно для палитры поэта пристрастие к “ желто-золотому ”:

“ Луна под крышей, как злат бугор ”

“ Мне снились реки златых долин ”

“ Где злотятся рагожи в ряд ”

“ Лижут сумерки золото солнца ”

“ Хвойная позолота ”

“ Зелень золотистая ”.

Нет ни увяданья, ни смерти, осень – золотых дел мастер – “ золотит холмы ”. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив “ погибшей души ”, врывается горький желтый цвет:

Весной и солнце на лугу

Обвита желтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

“ Желтая дорога ” – дорога в никуда.

В оттенках желтого выдержан и автопортрет поэта:

“ Я готов расказать тебе поле,

Эти волосы взял я ржи ”

“ Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся ”.

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

“ О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку ”.

“ Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тлеется дым, у малиновых сёл ”.

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаше заменяет малиновые “ земли ” менее изысканными цветами:

“ На лазоревые ткани

Пролил пальцы барянец ”

Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосёт

Выткали на озере алый свет зари.

С “ алыми ” сливется женский облик:

“ С алым соком ягоды на коже,

Нежная красивая была.

На закат ты розовый похожа

И как меч лучиста и светла. ”

Интересно Есенин общается с золотом и серебром Золото-серебро служит как бы рамой, окладом. В стихотворении “ Табун ”.

Зеленая картина – кони на фоне зелёных холмов – вставленна в золотую; а синяя – те же кони, на опрокинутые в “синеющий залив” в серебрянную “ рамку ”.

“ В холмах зелёных табун коней

Сдувают ноздрями златой налёт со дней ”.

С бугра Высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихой водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2х цветов – белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного – для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме “ Чёрный человек ”, где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому.

Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет. В стихотворении “ В том краю, где желтая крапива ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю “ гущу леса ” и получает “ зелень озёр ”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно:

“ Топи да блата, синий плат небес ”.

или

“ Ярче розовой рубахи

Зори вешние горят ”.

В своем творчестве Сергей Есение демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ “ крашения ”. В стихотворении “ Дымом половодье ” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога.

Общий тон плана – жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту:

1 строфа – ярко-жёлтая

2 строфа – рыжая

3 строфа – черная

4 строфа – мрачно-синяя.

Дымом половодье

Зализало ил.

Жёлтые поводья

Месяц уронил.

Еду на баркасе,

Тычусь в берега.

Страницы: 1 2 3


Сюжет о Христе и Антихристе как сюжет-архетип
Термин «архетип» предложен К.Г. Юнгом для характеристики содержания «коллективного бессознательного». В связи с этим следует говорить об изначальных идеях, мотивах, образах, которые «имеют свое происхождение в архетипе» и «которые неожиданно обнаруживаются повсюду». Структурные архетипические модели лежат в основе устной и письменной ку ...

Из плача о писаре
Вопит кума: Отлишилися заступы-заборонушки! Как не стало нонь стены да городовой, Приукрылся писаречек хотромудрой Он во матушку сыру землю! Вкупе все домы, крестьяна, сухотуем: Буди проклято велико это горюшко, Буде проклята злодийная незгодушка! Как по нынешним годам да по бедовым Лучше на свет человеку не родитися; Много ст ...

Поэзия Ф.Н. Глинки
Современник и участник войны Фёдор Николаевич Глинка писал четверть века спустя, что «события исполинские, прикосновенные к судьбе рода человеческого, зреют, созревают и дозревают в постепенном и непреодолимом ходе времени. Мы, — утверждал он, — может быть, видели первые буквы того, что вполне прочитает потомство на скрижалях истории че ...