Цветовая лексика в творчестве С. Есенина
Страница 2
Информация о литературе » Цветовая лексика в творчестве С. Есенина

“ Синие молнии ”

“ Синее вино ”

“ Синяя мгла ” и т. д.

Следует заметить, что в стихах 1910-1913 г. этот эпитет очень редок. Он начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина. Какое поэтическое содержание вкладывает в этот эпитет теперь? Одно из стихотворений 1925 г. начинается

Несказанное, синее, нежное…

То есть, синее – это что-то нежное, несказанное.

Очень характерно для палитры поэта пристрастие к “ желто-золотому ”:

“ Луна под крышей, как злат бугор ”

“ Мне снились реки златых долин ”

“ Где злотятся рагожи в ряд ”

“ Лижут сумерки золото солнца ”

“ Хвойная позолота ”

“ Зелень золотистая ”.

Нет ни увяданья, ни смерти, осень – золотых дел мастер – “ золотит холмы ”. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив “ погибшей души ”, врывается горький желтый цвет:

Весной и солнце на лугу

Обвита желтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

“ Желтая дорога ” – дорога в никуда.

В оттенках желтого выдержан и автопортрет поэта:

“ Я готов расказать тебе поле,

Эти волосы взял я ржи ”

“ Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся ”.

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

“ О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку ”.

“ Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тлеется дым, у малиновых сёл ”.

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаше заменяет малиновые “ земли ” менее изысканными цветами:

“ На лазоревые ткани

Пролил пальцы барянец ”

Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосёт

Выткали на озере алый свет зари.

С “ алыми ” сливется женский облик:

“ С алым соком ягоды на коже,

Нежная красивая была.

На закат ты розовый похожа

И как меч лучиста и светла. ”

Интересно Есенин общается с золотом и серебром Золото-серебро служит как бы рамой, окладом. В стихотворении “ Табун ”.

Зеленая картина – кони на фоне зелёных холмов – вставленна в золотую; а синяя – те же кони, на опрокинутые в “синеющий залив” в серебрянную “ рамку ”.

“ В холмах зелёных табун коней

Сдувают ноздрями златой налёт со дней ”.

С бугра Высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихой водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2х цветов – белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного – для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме “ Чёрный человек ”, где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому.

Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет. В стихотворении “ В том краю, где желтая крапива ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю “ гущу леса ” и получает “ зелень озёр ”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно:

“ Топи да блата, синий плат небес ”.

или

“ Ярче розовой рубахи

Зори вешние горят ”.

В своем творчестве Сергей Есение демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ “ крашения ”. В стихотворении “ Дымом половодье ” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога.

Общий тон плана – жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту:

1 строфа – ярко-жёлтая

2 строфа – рыжая

3 строфа – черная

4 строфа – мрачно-синяя.

Дымом половодье

Зализало ил.

Жёлтые поводья

Месяц уронил.

Еду на баркасе,

Тычусь в берега.

Страницы: 1 2 3


Труды Шиллера по эстетике
Шиллер на долгое время оставляет драматургию. Внимание поэта привлекла теория искусства. Однако и здесь его волнуют не узкие вопросы профессионального писательского дела, а те же большие политические проблемы, которые ставил он и в своих пьесах. В сочинениях, посвященных эстетике, Шиллер остается все тем же искателем народного счастья. ...

Теоретические основы исследования. О категории «гендер» и гендерных исследованиях.
"Гендер" – одно из центральных и фундаментальных понятий – является предметом специального и углубленного осмысления. Его генезис освещен, например, в статье Н.Л. Пушкаревой «Гендерный подход в исторических исследованиях». «В 1958 психоаналитик университета Калифорнии (Лос-Анжелес, США) Роберт Столлер ввел в науку термин «ген ...

Пространственные характеристики героев ранних рассказов М.Горького. Художественное пространство как категория
Проблема анализа, интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного преподавания литературы. Поиски новых, наиболее эффективных методов изучения литературы, проникновения в мир художественных явлений, путей и приемов анализа художественного произведения всегда являлись важной составляющей методическ ...