Работа над анализом эпизода художественного произведения на уроках литературы в старших классах
Страница 7
Информация о литературе » Работа над анализом эпизода художественного произведения на уроках литературы в старших классах

Чеховский рассказ «Степь» - яркий пример психологического пейзажа, исключающего описание ради описания, это образец знания писателем тайн детской души.

Описание пейзажа может выполнять ещё более сложную функцию. Оно может объяснить многое в характере героя.

К примеру, эпизод «Сон Обломова» из романа И. А. Гончарова «Обломов». Роль сна, который является ядром произведения, чрезвычайно велика. Именно, после прочтения девятой главы мы начинаем понимать истоки «обломовщины» и … любить главного героя. Интересно, что в лице Обломова японцы увидели типичный русский национальный характер. Ещё важнее то, что Обломов в более широком смысле представляет собой один из общечеловеческих типов, и именно это вызвало в японских кругах сочувствие.

И. Гончаров нашёл «верный тон» для изображения Обломова, которого показал и в которого верит читатель, и не нашёл «верного тона» для Штольца, о котором рассказал и в которого читатель верит. Но, к слову сказать, школьникам зачастую очень нравится деловой Штольц, и именно он становится для них чуть не героем нашего времени.

И если преподаватель не сумеет на уроках раскрыть национальную (и общечеловеческую) ценность образа Обломова, а не только «обломовщину», то победит схема Штольц.

Иногда эпизод является ключом к образу главного героя. (так, например «Сон Обломова» в романе И. А. Гончарова «Обломов». Остановлюсь только на ключевых словах данного эпизода: «спокойствие», «покой», «тишина», «тихо», «сонно», «сон», «смерть». Принцип психологического параллелизма в эпизоде проявляется в уподоблении жизни природы жизни человека.

Итак, какие компоненты композиции как интерьер и пейзаж показывают, насколько увлекательной может быть работа над эпизодом.

Традиционная заключительная часть сочинения – рассуждения предполагает повторение основного тезиса или вывод о конкретной роли эпизода, его содержательной функции, художественном своеобразии.

Анализ эпизода занимает важное место в изучении эпических, лироэпических и драматических произведений в школе. Учитывая перегруженность программ, учитель литературы во многом озабочен отбором ключевых, опорных эпизодов, анализ которых должен дать учащимся целостное представление о произведении. Этот же принцип лежит и в основе методики преподавания объёмных произведений. И если стоит задача подготовить выпускника к написанию сочинения-анализа эпизода, важно, чтобы в течение семи лет изучения литературы в V – XI классах и вопросы аналитической беседы, и задания для самостоятельной работы не носили случайный характер, а были нацелены и на усвоение учащимися в перспективе методики анализа эпизода, основанной на выявлении соотнесённости эпизода с другими, содержательной его функции (функций) и художественного своеобразия.

Анализ эпизода «Знакомство Раскольникова с Мармеладовым в распивочной» (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

При работе над этим эпизодом напоминаю учащимся, что роман Достоевского «Преступление и наказание» пронизан христианскими идеями, что находит выражение в особенностях композиции: в ней преломляется евангельское понятие греха-преступления и выведена «потребность Христа». Действие часто строится на воспоминаниях, которые возникают отдельными, очень яркими вспышками и выливаются в монологи-исповеди. Герой или его идея появляются и живут в романе задолго до их вступления в действие, что позволяет Достоевскому развернуть образ и вести его лейтмотив по всему роману. Переживания героев, мотивы их поступков порою очень неясны, вследствие чего они даже сами не знают, что сделают в следующий момент. В своих признаниях они, конечно, страстно стремятся объяснить и понять самих себя. И автору очень важно разобраться в духовности своих героев, в причинах их поступков, в том, способны ли они к возрождению. Эпизод «Знакомство…» имеет эти же композиционные и поэтические особенности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Дуэль и смерть…
…Всё выходящее из обыкновенного порядка гибнет – Пушкин, Лермонтов впереди, а потом от А до Z многое множество, оттого, что они не дома в мире мёртвых душ. Из дневника А.И. Герцена от 29 июля 1842 года В последний раз пересёк Лермонтов всю Россию от Петербурга до предгорий Кавказа. Выехал из Москвы 23 апреля. По пути в полк. Вопреки ...

Понятие о критическом реализме.
Реализм – (от лат. realis, вещественный) – художественный метод в искусстве литературы. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. Новый тип реализма складываетс ...

Вдова причитает на могиле мужа
Я путем иду, широкоей дороженькой. Не ручей да бежит, быстра эта реченька, Это я, бедна, слезами обливаюся. И не горькая осина расстонулася, Это зла моя кручина расходилася. Тут зайду да я, горюшица победная, По дорожке на искать гору высокую, Край пути да на могилушку умершую.• Припаду да я ко матушке сырой земле, Я ко этой, п ...