Снова в Петербурге. Расцвет творчества
Страница 2
Информация о литературе » Творчество Михаила Лермонтова » Снова в Петербурге. Расцвет творчества

И башни замков на скалах

Смотрели грозно сквозь туманы –

У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны!

В 1835 – 1836 годах Лермонтов написал романтическую поэму «Боярин Орша». Эта поэма воссоздаёт определённую историческую эпоху: XVI век, Ливонская война 1558 – 1582 годов, царствование Ивана Грозного. Сюжет «Боярина Орши» сложен.

В августе 1839 года Лермонтов написал поэму «Мцыри», первоначально озаглавленную им в рукописи «Бэри». Это был третий окончательный вариант поэмы о мятежном узнике. Эта поэма построена в форме исповеди умирающего героя. После неудавшейся попытки побега возвращённый в монастырь, но не смирившийся юноша говорит старому монаху:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

К концу 1830-х годов Лермонтов подходит к созданию образа героя своего времени в реальной исторической обстановке, не преображая его в падшего ангела или в мятежного инока.

В феврале 1840 года светские враги поэта передали сыну французского посланника Эрнесту де Баранту эпиграмму, якобы сочинённую на него Лермонтовым. На самом деле была использована подошедшая к случаю старая эпиграмма, адресованная другому лицу – офицеру Клерону, тоже французу, служившему в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

16 февраля на балу у графини Лаваль между Лермонтовым и Барантом произошло столкновение. Дело было, конечно, не только в эпиграмме. Ещё в конце 1839 года во французском посольстве вспомнили о стихах Лермонтова на смерть Пушкина и заинтересовались. Возможно, что при столкновении на балу у Лаваль был затронут вопрос об оскорблении достоинства Франции. Известно также, что Барант был раздражен тем, что княгиня М.А. Щербатова, к которой он был неравнодушен, оказывала явное предпочтение Лермонтову.

Дуэль состоялась 18 февраля за Чёрной речкой на Парголовской дороге. После первого выпада у Лермонтова переломился конец шпаги, и Барант успел слегка задеть Лермонтова. Перешли на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники разъехались… Этим всё и кончилось бы, но враги поэта воспользовались дуэлью. Лермонтов был арестован; началось военно-судное дело. При этом Баранта даже «не успели» допросить и выпустили за границу.

Находясь под арестом и ожидая выяснения своей участи, Лермонтов написал стихотворения «Журналист, читатель и писатель», «Пленный рыцарь» и «Соседка».

Страницы: 1 2 


Вывод
Испанский плутовской роман оказал сильное влияние на развитее аналогичных произведений в Англии, Франции и Германии XVI – XVIII вв. Однако в первых двух странах они не имеют такого пессимистического характера; на против, в связи с особенностями исторического развития этих стран они отражают настроение подъема, определяемые буржуазным ра ...

Тема Москвы в творчестве М.И. Цветаевой
«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» – писал А.С. Пушкин. Вслед за Пушкиным тема Москвы является одной из центральных в поэзии М. Цветаевой. Она обращается к московской теме не случайно. Москва – часть ее души, души истинно русского поэта. Москва – это город, в котором она родилась, провела детство, здесь же про ...

"Тайна крови"
Самый маленький, но заслуживающий не меньше внимания цикл "Тайна крови", включает четыре рассказа, в которых автор ищет ответ на вопрос: на чем основывается любовь детей и родителей. Учитывая специфические знания писательницы от сборника можно было бы ожидать посвящения в таинственные законы генетики, но Улицкая решает вопрос ...