Заключение

Книгопечатание в России было введено в середине XVI века. Это было вызвано рядом социальных, культурных и политических причин. Первоначально книгопечатание производилось по указу царя Иоанна IV и носило государственный характер. Это было обусловлено необходимостью устранения многочисленных ошибок в богослужебных книгах, а также введения унифицированного преподавания грамотности с целью укрепления централизованной государственной власти. www.pclever.ru

В ходе исследований было выявлено, что первой печатной книгой в России является узкошрифтное Четвероевангелие 1553-1554 года издания, выпущенное Анонимной типографией. Всего известно семь изданий, выпущенных этой типографией. Судьба Анонимной типографии неизвестна, существующее предположение, что она погибла в результате пожара, не доказано.

Остаётся открытым вопрос о первых российских печатниках и об участии Ивана Фёдорова, издателя первой датированной московской печатной книги «Апостола», в деятельности Анонимной типографии. Неизвестно также, где обучались мастерству Фёдоров и его коллеги.

По мере развития книгопечатания совершенствовалась техника печатания. Шедевром русского книгопечатания является «Апостол» Ивана Фёдорова, выпущенный в 1564 году. Долгое время он считался первой московской печатной книгой. Фёдоровский «Апостол» служил образцом для многих последующих изданий.

После отъезда Ивана Фёдорова, вызванного преследованием и обвинениями в ереси, книгопечатание в Москве было временно приостановлено и возобновилось лишь к концу столетия. Причиной тому стало изменение политической ситуации в стране.

Распространение книгопечатания в России сыграло большую роль в развитии общественной мысли, науки, просвещения. Являясь следствием политического и культурного развития России, книгопечатание, в свою очередь, способствовало дальнейшему прогрессу общества и государства. Оно было одним из тех прогрессивных мероприятий в царствование Ивана Грозного, которые служили укреплению Московской Руси и её возвеличению.

[1]Шомракова, И.А., Баринбаум, И.Е. Всеобщая история книги. – СПб.: Профессия, 2005. С. 67

[2] Немировский, Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. – М.: Просвещение, 1991. С. 41-43

[3] Березов, П. Чудо из чудес. – М.: Московский рабочий, 1964. – С. 53

[4]Немировский Е.Л., Горбачевский Б. С. Рождение книги /Под ред. проф. А.А. Сидорова. – М.: Сов.Россия, 1957. - C. 45

[5] Немировский, Е. Л., Горбачевский, Б.С. Указ.соч. С. 45

[6] Зернова, А.С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. – М., 1947. С. 9

[7] Протасьева, Т.Н. Первые издания московской печати. – М., 1955. С. 14

[8] Сидоров, А.А. Начало русского книгопечатания и Иван Фёдоров // 400 лет русского книгопечатания 1564-1964. Т. 1: Русское книгопечатание до 1917 года. 1564-1917/ Отв. ред. А.А. Сидоров. – М.: Наука, 1964. С. 36

[9] Немировский, Е.Л. Иван Фёдоров (около 1510-1583).-М.: Наука,1985. С. 85

[10] Немировский, Е.Л. Иван Фёдоров (около 1510-1583). – М.: Наука, 1985. С. 63

[11] Немировский, Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. – М.: Просвещение, 1991. С. 44

[12] Кацпржак, Е.И. История письменности и книги. – М.: Искусство, 1955. С. 153

[13] Глухов, А. Ради братий моих: «Апостолу» Ивана Федорова – 430 лет // Библиотекарь. – 1994. - № 3. - С. 80

[14] Сидоров, А.А. Начало русского книгопечатания и Иван Фёдоров // 400 лет русского книгопечатания 1564-1964. Т.1. – М.: Наука, 1964. С. 33

[15] Глухов, А. Ради братий моих: «Апостолу» Ивана Федорова – 430 лет // Библиотекарь. – 1994. - № 3. - С. 82

[16] Глухов, А. Ради братий моих: «Апостолу» Ивана Федорова – 430 лет // Библиотекарь. – 1994. - № 3. - С. 82

[17] Тихомиров М.Н. Начало московского книгопечатания // Уч. зап. Моск.гос. ун-та. – М.,1940. – Вып. 41. С.93

[18] Тихомиров, М.Н. Россия в XVI столетии. – М., 1962. С. 97-98


Время как философско-художественный образ
Поэт свидетельствует, что пространство для него действительно и меньше, и менее дорого, чем Время. Не потому, однако, что оно – вещь, тогда как Время есть мысль о вещи. Между вещью и мыслью всегда предпочтительнее последнее. Так устанавливается иерархия понятий, согласно которой время значительнее, но и дальше человека, безразличнее к ...

Литературные произведения
Тип предприимчивого аморального пройдохи был известен уже антич. литре (слуги в комедиях Плавта, некоторые персонажи в «Сатириконе» Петрония и соч. Лукиана), литературе средневековья и Раннего Возрождения (персонажи фарсов, фаблио, шванков, новелл Дж. Боккаччо и Ф. Саккетти), но он был лишен социальной определенности пикаро. Более близо ...

«Мы все в эти годы любили…». (О 3 прототипах Анны Снегиной)
Пленительный образ главной героини поэмы «Анна Снегина» постоянно представал в новых неожиданных гранях, и за каждой угадывалось живое лицо – три прекрасные женщины, озарившие юность Есенина. Одна из них широко известна, это Лидия Ивановна Кашина, дочь богатого помещика Ивана Петровича Кулакова. Лидия Ивановна Кашина была красивой и обр ...