Анализ колядки
Страница 1
Информация о литературе » Анализ колядки

У западных славян колядовщики начинали ходить еще во время предрождественского поста; у южных славян — со дня св. Игната (20.XII/2.I). Но наиболее типичным периодом колядования считались первые три дня святок (Сочельник, Рождество, день св. Степана), а также канун и первый день Нового года и Крещения. Чаще всего такие обходы взрослых колядников совершались в вечернее и ночное время. По южнославянским обычаям, колядовать можно было с полуночи до восхода солнца. Вместе с тем известна и практика утренних колядных обходов, когда задолго до рассвета по домам ходили с поздравлениями дети, называемые «колядниками», «полазниками», «посевальниками», «щедровальниками»; они желали хозяевам благополучия в следующем году и совершали ряд магических действий: осыпали дом зерном, разносили хвойные ветки, выбивали искры из рождественского полена.

Участники колядования ходили по домам, одетыми в праздничную одежду, украшенную особыми букетиками, на шапки надевали венки из вечнозеленых растений и бумажных цветов.

Посещение колядников, по народным поверьям, обеспечивало хозяевам урожайность в поле, приплод скота и общее благополучие в доме. Обычно сами участники обряда следили за тем, чтобы по оплошности не пропустить чей-нибудь дом: это было бы воспринято как большая обида и предвестие беды. Исключение делалось лишь в отношении тех домов, где в течение года кто-нибудь умер (там обычно не колядовали). В соответствии с правилами колядники двигались по селу в направлении с запада к востоку, а в горной местности — с нижнего края села вверх, чтобы так же «процветало и шло в гору» хозяйственное благополучие в посещаемых ими домах. В колядных текстах сами исполнители называли себя «Божьими слугами», «Божьими посланниками», «небывалыми гостями», приходящими на землю один раз в году. При входе в дом они говорили: «Я в дом и Бог со мной!», а при выходе: «Мы отсюда, а Господь — сюда!». Вместе с тем участие в Колядовании во многих местах осмыслялось как опасное и «нечистое» занятие: например, кое-где считали, что участников обхода впускать в дом нельзя и что одаривать их следует через особое (печное или дымовое) окно (сев.-рус.); у южных славян колядники в течение нескольких дней после обходов воздерживались от половых контактов с женами. У всех славян широко известен обычай, по которому все, кто участвовал в Колядовании (особенно ряженые), должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби; бывало, что их насильно обливали богоявленской водой, чтобы очистить от скверны.

Вот одна из колядок, которую мы рассмотрим:

Да виноградие да красно-зелёное.

Да уж мы ходим, не ходим по Нову-городу,

Уж мы ищем, не ищём господинов двор.

Господинов двор да высоко на горе,

Да высоко на горе, да далеко в стороне,

На семидесят верстах да на восьмидесят столбах.

Да на каждом ли столбе по маковке,

Да на каждой на маковке по замчужке,

Да на каждой на замчужке по ленточке,

Да на каждой на ленточке по кисточке,

Да на каждой на кисточке по свечке горит.

Да это чей стоит дом, да чей высок новый терем?

Да этот дом стоит Филиппа Ивановича,

Да эти горницы Ирины Ивановны.

Да ты позволь, сударь хозяин, ко двору прийти,

Да ко двору прийти, да на круто крыльцо взойти,

Да на круто крыльцо взойти, да за витое кольцо взять,

Да за витое кольцо взять, да по новым сеням пройти,

Да по новым Сеня пройти, да в нову горницу взойти,

Да в нову горницу взойти, да против грядочки встать,

Да нам ещё того повыше - на лавочку сесть,

Да нам на лавочку сесть, да «виноградие» спеть,

Да в «виноградие» спеть, в дому хозяйку припеть.

Да как хозяин во дому - да как Адам в раю,

Да как хозяйка во дому - да как оладья во меду,

Да как малы деточки - да часты звёздочки,

Да нам хозяин-то дарил да золотую гривну,

Да нам хозяйка- то дарила бел крупитчатый калач,

Да малы деточки - да по копеечке.

Да золотую гривну мы в кабак снесём,

Да мы в кабак снесём, да на вине пропьём,

Да бел крупитчатый калач да на закуску съедим,

Да эти копеечки - на конфеточки.

Да виноградие да красно-зелёное!

Страницы: 1 2


Появление нового драматурга
В 1592-94 лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создает несколько пьес: хронику «Ричард III», «Комедию ошибок» и «Укрощение строптивой», свою первую трагедию (еще выдержанную в бытовавшем стиле «кровавой трагедии») «Тит Андроник», а также выпускает в свет впервые под своим именем поэмы «Вене ...

Андрогинный тип творчества (Т. Толстая)
Для Т.Толстой характерна в произведениях постановка проблем, касающихся общечеловеческих вопросов бытия, центральных в мироощущении и мужчин и женщин: выбор пути, взаимоотношения с окружающими людьми, осознание себя в мире и своего предназначения. Во многих рассказах Толстой («Милая Шура», «Соня», «Река Оккервиль», «Любишь – не любишь») ...

Возникновение романтизма в России
В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности. В русской культуре противопоставления человека миру и Богу не было. Возникает Жуковский, который переделывает немецкие баллады на русский лад: «Светлана» и «Людмила». Вариант романтиз ...