Заключение

Образы моря и паруса встречаются во всем творчестве М.Ю.Лермонтова. Об их роли в наследии великого поэта и писателя написано немного. О творчестве М.Ю.Лермонтова рассуждали много, начиная с его современников и заканчивая исследователями наших дней; творчество гениального поэта и писателя подвергалось подробному анализу со стороны литературоведов. Все они внесли огромный вклад в изучение наследия М.Ю.Лермонтова. Образ моря в творчестве поэта и писателя более изучен, нежели образ паруса, об образе моря чаще упоминается в работах исследователей.

Образ моря в лирике М.Ю.Лермонтова в раннего периода его творчества довольно-таки востребован поэтом, морская стихия воспринимается юным поэтом как романтический идеал, но и в более позднем творчестве морской пейзаж близок поэту. В стихотворениях поэта образ моря выступает как символ. Значение этого образа разнообразно. В стихотворениях о любви море является символом страсти, показывает глубину и силу этого чувства. Во многих лирических произведениях эта буйная стихия символизирует человеческую жизнь, подчиненную року, судьбе, которую индивид либо воспринимает как должное, либо борется с ней. С образом моря сравнивается мир людей, человеческое общество. В лирике М.Ю.Лермонтова море может выступать как символ свободы.

В лирике поэта морской пейзаж передается субъективно. Описания природы помогают раскрыть внутренние переживания лирического героя.

В поэмах М.Ю.Лермонтова образ моря символизирует жизнь и свободу, смерть и страсть, человеческую судьбу. Морской пейзаж в поэмах не только изображает место действия, но и создает эмоциональный фон произведения.

В прозе М.Ю.Лермонтова морской пейзаж помимо реализации эстетической функции способствует раскрытию внутреннего мира героя, может быть контрастным событиям в мире людей. Морской пейзаж может лишь рисоваться воображением героя. В рассмотренных нами романах образ моря символизирует жизнь и свободу, с морской стихией сравнивается человеческая душа.

Образу моря М.Ю.Лермонтов нередко уподобляет другие явления действительности. Это может быть прямое сравнение, а может быть и перенос по сходству каких-либо признаков. В поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова образ моря часто характеризуется эпитетом " синее".

В творчестве М.Ю.Лермонтова образу моря, символизирующему жизнь и движение, нередко противопоставляется образ статичного, неподвижного острова, гранитной скалы; подобная антитеза символизирует извечное противостояние жизни и смерти.

К образу паруса М.Ю.Лермонтова обращается реже. В наследии М.Ю.Лермонтова образ паруса может символизировать индивида в море бытия, суетность человеческой жизни, свободу. В романах и поэмах писателя к образу паруса часто присоединяется эпитет "белый".

В стихотворении "Парус" образ паруса противопоставлен образу моря, что символизирует противостояние индивида и жизни. В "Тамани", напротив, море и парус, под которым уплывают беглецы, не враждуют, а действуют заодно. В "Княжне Мери" парус тоже свободно движется по воде. Таким образом, мы понимаем, что море и парус в творчестве М.Ю.Лермонтова не всегда противостоят друг другу.

Итак, мы в своей работе изучили место и роль образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, выявили их основные значения этих образов-символов в поэзии и прозе этого великого писателя.


Художественное воплощение гендерных доминант внутреннего мира героини / героя в различных типах женского творчества
Основываясь на литературном материале, наука создает две противопоставленные модели, две типологии персонажей. В основе одной – типологии мужских персонажей – лежит социальный фактор, т.е. фактор культуры: «маленький человек», «лишний человек», «новый человек». Типология женских персонажей в целом укладывается в оппозицию добродетель / ...

Достоевский как редактор и издатель. 60-е годы. Издание журналов «Время» и «Эпоха».
В конце декабря 1859 года, ровно через 10 лет после отправки на каторгу, Достоевский вернулся в Петербург. Для литературы десятилетний период - очень большой срок. Появились новые писатели, новые произведения. Прежде всего Достоевский решил реабилитировать свое литературное имя и принял самое деятельное участие в тогдашней литературной ...

«Один день Ивана Денисовича»
Время и пространство в художественном произведении «Ничего подобного давно не читал. Хороший чистый , большой талант никакой фальши…» Это самое первое впечатление А.Т.Твардовский, который прочитал рукопись этого рассказа. Варлам Шаламов писал: «Дорогой Алексей Исаакович! Я две ночи не спал читал повесть, перечитывал, вспоминал…» «Я б ...