Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"

"Парус" – одно из самых знаменитых стихотворений М.Ю.Лермонтова, именно в нем образы моря и паруса выведены с такой яркостью, как ни до, ни после. "Парус" связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершен" [Володин, 1998, 18]. "Недаром "Парус" в нашем представлении олицетворяет и самого Лермонтова и его мятежную поэзию".[Удодов, 1973, 175]. В стихотворении "Парус" поднимается вопрос о личном счастье человека. В.О.Ключевский считал, что "поэзия Лермонтова подходила к этому вопросу с обратной его стороны, с изнанки, если можно так выразиться: она пыталась указать, в чем не следует искать счастья и как можно без него обойтись…" [Влащенко, 2000, 17]. Об этом и стихотворение "Парус".

Впервые этот текст появился в письме поэта к М.А.Лопухиной 2 сентября 1832 года. Но замысел возник у М.Ю.Лермонтова, видимо, гораздо раньше, и не в стихотворениях, а в живописи. "Так, уже в 1825 г. одиннадцатилетний Лермонтов создает по-детски наивный акварельный пейзаж, который изображает озеро, окруженное горами, с отчетливо белеющим парусом посередине. Акварель в значительной мере являлась результатом впечатлений будущего поэта от его пребывания с бабушкой в Горячеводске (так тогда именовали Пятигорск), от поразивших воображение мальчика кавказских гор. К ним детская фантазия добавила озеро и одинокий парус, который, очевидно, уже в то время что-то говорил душе подростка" [Удодов, 1973, 175].

В стихотворении "Парус" перед нами вырисовывается морской пейзаж, то спокойный, статичный, то наполненный движением. "Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса; одинокий парус усиливает впечатление безбрежности открывающегося пространства" [Удодов, 1973, 174]. Каждую строфу стихотворения можно разделить на две части: в первых двух стихах перед нами пейзажная зарисовка, в двух последних – переживания лирического героя.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом! .

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

О чем же это стихотворение? "Здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между "морем" и "парусом" символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. "Парус" постоянно противопоставляет "морю" личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, "закон" его странствия достаточно устойчив – не движение и не покой, не желание счастия и не отказ от него. Переживание, реального чувства, единого в противоречиях и не существующего вне этих противоречий, вне внутренне неразрешенной коллизии, объясняет природу одиночества человека, брошенного в море жизни, вечно мятущегося и не знающего счастья ни в покое, ни в буре, ибо буря чревата покоем, а покой – бурей. Человек оказывается вечно неудовлетворенным, внутренне не застывшем. Он не может, подобно природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии – покоя или бури. Закон его жизни – мятеж. Это единственная реальность, которую он чувствует. Все остальное однозначно – определенные состояния неведомы для него. Внутренняя непримиренность противоречивых чувств порождает и внешнюю противоречивость" [Коровин, 1973, 46].

Подтверждает предположение о том, что речь идет о человеке и тот факт, что "в стихотворении слово "парус" встречается один раз – в первой строке, во всех остальных употребляется местоимение "он" [Храмцова, 2005, 42].

И что же говорит нам М.Ю.Лермонтов о "парусе"? Он "ищет", "кинул", "просит", "бежит", то есть все, что может делать лишь живое, разумное существо – человек. А какой он, "парус"? "Одинокий" и "мятежный". Такое можно сказать лишь о человеке. "Парус" становится символом … человека, его души" [Храмцова, 2005,42].

А каким мы видим "море"? Сначала это лишь туман, в котором ничего не видно, затем буря: "Играют волны – ветер свищет", и следом "Струя светлей лазури…" Изменчивое и в то же время предсказуемое, как сама человеческая жизнь. Море становится символом жизни, судьбы человека в мире других людей.

"Неразрешимость конфликта "паруса" и "моря" бросает свет на конфликт между человеком и жизнью" [Коровин, 1973,47]. Объединив образы моря и паруса в одном стихотворении, М.Ю.Лермонтов создал символ одиночества человека в мире, отделенного от других людей. Каждый человек – одинокий парус, брошенный в море жизни, где-то, наверное, есть другие паруса, но они далеко, отделены безграничным простором, и если даже они приблизятся друг к другу, то любой каприз стихии может разбить их друг о друга или отбросить в разные стороны. Парус пытается бунтовать, но стихия глуха к его мятежу. Образы паруса и моря в совокупности становятся символом борьбы между индивидом и судьбой.


Исследование родного говора писателя В.Шукшина
Огромное богатство творческой личности Василия Шукшина, его органическую народность, как подчеркивают многие исследователи его творческого таланта, с какой-то особой пронзительной душевной теплотой ощущаешь лишь на Алтае. Эта земля, которая вырастила художника, вдохнув в него свою силу, свое собственное неповторимое своеобразие. Извест ...

Своеобразие лирики. Тема народных страданий.
Народный поэт, певец страданий, поэт-демократ… – по-разному называют Н.А. Некрасова. Некрасовская Муза – «Муза мести и печали», страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе за его освобождение, протестующая, сочувствующая всем угнетенным. Некрасов впервые в русской поэзии глубоко раскрыл тему народных страданий. В центре внимания поэ ...

Легенды
5. О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЫБЫ КАМБАЛЫ Когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве, что от нее родится божественный Искупитель, она сказала, что готова поверить истине его слов, если рыба, одна сторона которой уже была съедена, снова оживет. И в ту же минуту рыба ожила и была пущена в воду. Это однобокая камбала. Зоогоническая легенда. В ...