Мир древнерусской литературы.

“Всякая литература создаёт свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества”, - пишет академик Д.С. Лихачёв. Характеризуя литературу Древней Руси, он пишет: “Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе”.[3.213.]

Литература была средством познания мироустройства и средством воспитания человеческого духа. Древнерусский писатель не признавал вымысла. Даже повествуя о чудесах или далёких диковинных землях и населявших их фантастических существах, он был уверен, что пишет о действительно существовавшем. Древнерусскому писателю казалось, что он в совершенстве знает его историю. Писатель предполагал, что величайшие события уже в прошлом: в прошлом рождение, жизнь, смерть и воскресение Христа, в прошлом времена деятелей богословов.

Если поддержать эту точку зрения, то может показаться, что литература обречена на повторение. Ошибочно также думать о неграмотности литературы Древней Руси. Но это не так. Грамотность в Древней Руси было распространена гораздо шире, чем предполагали до сих пор, до находок берестяных грамот. О грамотности нам говорят и сохранившиеся древнерусские книги. До нас дошли лишь ничтожные остатки от книжного богатства Древней Руси. Большая часть книг погибла. Огромный урон был нанесён книгам во время московского пожара 1812 года. Вспомним пожар в котором сгорели собрания А.И. Мусина-Пушкина, владельца списка “Слова о полку Игореве”. И тем не менее в библиотеках и архивах хранится несколько десяток сотен рукописных книг. Уже это свидетельствует о высоком уровне книжной культуры.

Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением “Поучения” Владимира Мономаха, “Слова о полку Игореве”, за исключением “Моления Даниила Заточника”, весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.

Древнерусские книжники не ограничивались чтением и перепиской хроник, они создавали свои тексты-хронографы. Особенно важное место в ряду отечественных памятников историографии занимает “Русский хронограф”, составленный в начале XVI века. Он охватывает всемирную историю от “сотворения мира” до 1453 г. – года завоевания турками Константинополя. Уже с XII века на Руси известна “Хронографическая Александрия” - это обширное повествование о жизни и походах Александра Македонского. Об истории Греции мы узнаём их “История разрушения Трои”. Эти произведения также входили в “Русский хронограф”.

Кроме исторической литературы существовал еще и жанр – жития святых. Жития служили как бы ещё одним видом историографической литературы, к которой древнерусский читатель питал особое пристрастие. При чтении которых, читатель убеждён, что всё описанное – происходило в действительности. Русские жития представляли собой народные легенды, герои, которых отличались не праведностью, а лишь несчастливой судьбой, которая вызывала сочувствия. В переводных житиях постоянно упоминается о далёких странах, о Риме, об Александрии. Такие жития расширяли и расширяют сейчас географический кругозор читателя. Переводные жития были построены по сюжетным романов-приключений. Пример: “Житие Евстафия-Плакиды”, основной частью жития является рассказ об удивительной, полной неожиданностей судьбе Евстафия.

В заключении делаю вывод где скажу лишь о том, что: древнерусская литература была разнообразна по жанровому составу и богата памятниками, их число составляет десятки тысяч названий. Произведения отвечали самым различным запросам читателей: удовлетворяли интерес к философским и богословским вопросам, к истории далёких времён и разных народов.

Очень жаль, что нам известно слишком мало древнерусских писателей. И хотя мы произносим имена Илариона, Нестора, Кирилла Туровского, Епифания Премудрого, Ермолая Еразма, Симеона Полоцкого, Аввакума, перечень древнерусских писателей действительно очень мал. Но есть и такие произведения как: “Слова о полку Игореве”, “Сказания о Мамаевом побоище”, “Казанской истории”, где авторов мы не знаем совсем. Анонимность памятников – это традиция древнерусской литературы, с ней нужно нам смириться.

Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников – писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.


Литература Запада и Востока
Нельзя рассматривать мировую литературу в ее глобальном единстве без искусство Востока - Северной Африки, Ирана, Индии, Китая, Японии - в их взаимосвязях с литературой Запада. Взаимосвязи культур Востока и Запада исследованы недостаточно глубоко. Академики Н.И. Конрад и В.М. Жирмунский своими трудами значительно способствовали выдвижени ...

Мир древнерусской литературы.
“Всякая литература создаёт свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества”, - пишет академик Д.С. Лихачёв. Характеризуя литературу Древней Руси, он пишет: “Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, н ...

Раскрытие теории почвенничества.
Почвенники продолжили обсуждение славянофильской – западнической проблематики в новых исторических условиях, когда активно распространялись идеи естественно – научного материализма, классовой борьбы, радикальных преобразований на пути к «единоспасающему» прогрессу. Достоевский подчёркивал, что стремление отыскать общую формулу для всего ...